• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Бюллетень «Деловой климат в розничной торговле в Москве и Московской области в IV квартале 2012 года»

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил информационно-аналитический материал о состоянии делового климата в розничной торговле Москвы и Московской области в IV прошлого года и ожиданиях предпринимателей на I квартал нового года.


Эксперты центра отмечают замедление деловой активности в IV квартале и, соответственно, появление корректирующих изменений в данном сегменте экономики. Вместе с тем ослабление деловой конъюнктуры оказалось не столь существенным, чтобы коренным образом изменить позитивную траекторию развития делового климата в отрасли.

Главным тому подтверждением выступает сохранение позитивной динамики основного результирующего индикатора обследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), положительные значения которого и по Москве и по Московской области свидетельствуют о верном и последовательном движении курсом на восстановление и развитие торговых организаций. Так, в IV квартале значение ИПУ по Москве снизилось относительно III квартала только на 1 п.п. и составило +15% (+16% в IV квартале 2011 года). В то же время указанный индекс по Московской области потерял 6 п.п. и составил +3% (+2% в IV квартале 2011 года).

С учетом сложившихся в течение 2012 года тенденций и темпов развития организаций эксперты предполагают, что постновогодний спад потребительской активности в начале 2013 года затронет всех предпринимателей. Однако в наибольшей степени он внесет свои отрицательные коррективы в динамику развития организаций Московской области (факторы роста, обеспечивающие им реальную поддержку, по итогам 2012 года отличились наибольшей неустойчивостью).

В частности, как показали результаты опроса, московские предприниматели не утратили оптимизма относительно ожидаемой в I квартале 2013 года динамики продаж и прибыли. В то же время экономические агенты Московской области придерживались более осторожных и скорее пессимистичных прогнозных оценок: большинство из них в ближайшие 3–4 месяца не ожидают увеличения товарооборота, объемов продаж и прибыли.

Бюллетень «Деловой климат в розничной торговле в Москве и Московской области в IV квартале 2012 года»