• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

О внедрении новой Международной стандартной классификации образования — в мире и в России

На заседании Рабочей группы Евростата по статистике образования и подготовки кадров (Брюссель, 7—8 февраля 2013 г.) эксперты продолжили обсуждение вопросов, связанных с внедрением новой Международной стандартной классификации образования (МСКО-2011). В заседании участвовала директор Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Наталья Ковалева.

Международная стандартная классификация образования (МСКО, International Standard Classification of Education — ISCED) — часть Международной системы социальных и экономических классификаций Организации Объединенных Наций, применяемых в статистике с целью сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. В настоящей версии классификации (МСКО-2011) представлены переработанный вариант уровней образования МСКО-1997 и соответствующая классификация уровней полученного образования на основе признанных образовательных квалификаций. МСКО-2011 имеет статус международного соглашения, документально утвержденного странами-участницами на Генеральной конференции ЮНЕСКО, и является руководством для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций по уровням и областям образования. Посредством унифицированного представления образовательной деятельности, четкого сопоставления программ и итоговых квалификаций национальных систем образования в соответствии с согласованными на международном уровне критериями, МСКО обеспечивает также условия для образовательной мобильности.

К настоящему моменту большинство стран мира уже завершили работы по соотнесению своих образовательных программ с новой классификацией и, в частности, провели так называемое ISCED-mapping — описание национальных систем образования с использованием обновленных подходов. В каждой стране эта работа осуществляется силами сотрудников органов управления образованием непременно в связке с представителями национальных статистических служб. Первые, как правило, обеспечивают корректность представления образовательных программ в соответствии с требованиями МСКО-2011 и учетом национальных особенностей; вторые контролируют возможность и корректность подачи сведений в необходимых форматах и разрезах. Лишь в ходе такой слаженной работы можно максимально корректно и точно описать национальные системы образования в соответствии со стандартной классификацией, обеспечить международную сопоставимость информации об образовании.

Особенности национальных систем образования, значимые для статистического учета, и стали предметом обсуждения на прошедшем заседании Рабочей группы Евростата. Обозначившиеся по итогам этой встречи задачи, которые предстоит решать специалистам в области статистики из разных стран, также имеют свою специфику.

Несмотря на понимание экспертами, которые отвечают за развитие отечественной системы образования, важности и преимуществ от внедрения МСКО-2011, наша страна пока практически не вовлечена в данный глобальный проект. Это приводит к тому, что российские статистики не в полной мере участвуют в межстрановых сопоставительных исследованиях в рассматриваемой сфере, а для российских граждан ограничен доступ к программам образовательной мобильности.

Ситуация может усугубиться к 2014 году, когда международная база данных по образованию, формируемая ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростатом, должна будет пополняться информацией, подготовленной в формате МСКО-2011. Если в России и проводится какая-либо работа в этом направлении, то специалисты-статистики, к сожалению, к обсуждению возникающих вопросов не привлекаются. Это, опять-таки, чревато тем, что наша страна не сможет представлять соответствующую информацию во всемирные организации, как того требуют ее международные обязательства.

Материал подготовила Наталья Ковалева