• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Россия - ЕС: векторы научного сотрудничества

14 мая в ГУ-ВШЭ состоялась Международная экспертная встреча по участию России в Рамочной программе Европейского союза по научным исследованиям и технологическому развитию.

14 мая в ГУ-ВШЭ прошел международный семинар, на котором проблемы, связанные с углублением научно-технического сотрудничества РФ и Евросоюза, обсудили эксперты России, стран-членов ЕС и государств, ассоциированных в Седьмую рамочную программу ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию (7РП).

 

В целом участники встречи сосредоточились на обсуждении вопросов вовлечения и возможного ассоциирования России в 7РП. Эта программа, на которую было выделено 52 млрд. евро, стартовала в 2007 году и рассчитана на семь лет. Программой, кроме прикладных, поддерживаются также и фундаментальные исследования, для чего создан Европейский Совет по научным исследованиям с бюджетом 7,4 млрд. евро на семь лет.

Участников семинара приветствовал его сопредседатель, директор департамента по сотрудничеству с Россией и странами СНГ Федерального министерства образования и научных исследований Германии Микаэль Шлихт, подчеркнувший, в частности, своевременность подобного обсуждения.

Россия, вставшая на путь строительства инновационной экономики, всецело заинтересована в развитии научных связей с Евросоюзом, заявил в своем выступлении директор департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки России Сергей Иванец, рассказавший, в частности, о том, что предпринимается в этой сфере в интересах научно-экономического развития страны и для повышения престижа отечественной науки.

В январе 2000 года Европейская комиссия провозгласила стратегическую концепцию создания Европейского исследовательского пространства. В рамках этой концепции был разработан механизм привлечения "третьих" стран (страны, не входящие в состав ЕС) к участию в программах научно-технологического развития ЕС. В течение определенного периода времени Россия достаточно эффективно использовала этот механизм. Однако на сегодня взаимодействие Россия-ЕС в сфере науки и технологий на основе общих процедур и норм, разработанных ЕС для группы "третьих" стран, создает уже ряд существенных ограничений с точки зрения реальной взаимовыгодности научно-технического сотрудничества. Статус "третьей" страны в научно-технологических программах ЕС процедурно не предполагает возможность влиять на процесс формирования долгосрочных и краткосрочных приоритетов исследований и разработок. Кроме того, целесообразность участия российских коллективов в реализации совместных проектов с ЕС является вопросом, требующим отдельного обоснования перед конкурсной комиссией в процессе экспертной оценки заявок. При этом определяющим фактором здесь является возможность использования в интересах Евросоюза российского научного потенциала. С точки зрения российских интересов, развитие сотрудничества с ЕС позволяет использовать механизм международной кооперации для решения задач в сфере технологического и инновационного развития. Это предполагает разработку и реализацию комплекса мер (преимущественно, двустороннего характера), которые должны придать системность взаимодействию в сфере науки и технологий, сформировать эффективный механизм партнерства и координации сотрудничества.

Основная цель этой работы, продолжил С. Иванец, — обеспечить благоприятные условия партнерства между ведущими европейскими исследовательскими центрами и российскими коллективами, вовлеченными в выполнение сопоставимых национальных программ в областях совпадения приоритетов, и, как следствие, располагающими необходимыми средствами для софинансирования совместных международных проектов. При такой организации взаимодействия с ЕС основной мотивировкой сотрудничества у российских участников становится не традиционный интерес к получению финансирования ЕС, а в значительно большей степени возможность привнесения в национальные программы новых знаний, полученных в результате международной кооперации.

На сегодняшний день Россия, не являясь членом ЕС и ассоциированным в 7РП государством, входит в состав стран-партнеров ЕС по международному сотрудничеству (International Cooperation Partner Country — ICPC) применительно к реализации 7РП. Такой статус позволяет российским исследователям участвовать совместно с европейскими коллегами во всех научных проектах и получать гранты ЕС в 7РП. Как представляется, сегодня накопленный опыт совместной работы позволит вывести взаимодействие Россия-ЕС в приоритетных областях на новый качественный уровень. За прошедшее время удалось сформировать достаточно эффективные инструменты координации: Совместный комитет по научно-технологическому сотрудничеству, совместные Рабочие группы по приоритетным тематикам, сеть российских и европейских контактных точек, а также совсем новый элемент — Постоянный совет партнерства. Свою роль здесь сыграл и практически синхронный старт Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы" и 7РП.

Анализ проделанной совместной работы свидетельствует о том, что в целом достигнутый уровень взаимодействия позволяет вести речь о переходе на качественно новый уровень развития интеграционных процессов Россия-ЕС в рамках ассоциированного членства в 7РП. Получение статуса ассоциированного в 7РП государства позволит России более полно использовать механизмы научного сотрудничества с ЕС, в частности, выступать в роли координатора крупных международных проектов. При этом возможность ассоциированного участия в 7РП необходимо рассматривать с учетом того, что данный вопрос требует всестороннего глубокого переговорного процесса Россия-ЕС на предстоящие полтора-два года. Это, в свою очередь, предполагает официальное инициирование переговорного процесса Россия-ЕС для решения, в том числе, финансовых вопросов.

С учетом того, что Россия сможет присоединиться к программе не ранее середины цикла ее реализации, сообщил в связи с этим С. Иванец, необходимое финансирование, по предварительным оценкам, составит 200 млн. евро в 2010 году, 400 млн. евро в 2011 году и 900 млн. евро в 2012 году. Непосредственно финансовый взнос России в бюджет программы составит 65% от общей суммы финансирования, софинансирование совместных конкурсов научных исследований из внебюджетных источников — 25%, а расходы на управление процессом участия России в реализации программы — 10%.

Предварительные результаты совместной деятельности в этом направлении были обсуждены в мае 2008 года в Любляне на первом заседании Постоянного совета партнерства (ПСП) Россия-ЕС в сфере науки. Руководством Российской Федерации принято принципиальное решение о целесообразности ассоциированного членства в 7РП. В соответствии с этим решением с российской стороны была создана внутриминистерская рабочая группа, которая провела встречу с представителями Комиссии Европейского Союза (КЕС) в Брюсселе для решения процедурных вопросов.

Вместе с тем, несмотря на обоюдное понимание значимости ассоциирования России в европейские Рамочные программы, официальный старт переговорному процессу так и не был дан. Вопрос приостановлен по инициативе европейских партнеров, и мы, сказал С. Иванец, "пребываем в ожидании получения мандата КЕС от Европейского Совета на ведение официальных переговоров".

Сегодня Россия и ЕС ведут переговоры по так называемому Новому базовому соглашению о партнерстве. Переговоры продвигаются в рамках установленного графика. "При этом, — сказал С. Иванец, — насколько мне известно, европейская сторона выдвигает идеи увязки процесса подписания этого нового соглашения с ассоциированным членством". Возможно, "с точки зрения логики такое предложение и могло бы иметь определенный смысл и заслуживать всестороннего обсуждения. Мы не исключаем, что именно ассоциированный мандат взаимодействия Россия-ЕС в 7РП на основе углубляющейся интеграции мог бы лечь в основу формирования единого Европейского исследовательского пространства. Но, как мне кажется, такое предложение должно подкрепляться со стороны КЕС соответствующими последовательными действиями в направлении ассоциации России и фактического начала переговоров", — заметил представитель Минобрнауки.

Сергей Караганов
Сергей Караганов
 

Декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов в своем выступлении указал на важность налаживания системы взаимодействия между Россией и Евросоюзом по вертикали "снизу вверх". Это касается сотрудничества в сферах транспорта, энергетики, культуры и многих других областей. Делать это следует, не дожидаясь, когда обе стороны придут к определению каких-то стратегических целей (что может произойти не ранее чем через два года). К этому моменту уже надо иметь накопленный багаж конкретного взаимодействия. Примером такого взаимодействия является и сегодняшний семинар по развитию научного взаимодействия между ЕС и Россией.

По мнению С. Караганова, сейчас Россия не заявляет о том, какие отношения в стратегическом плане она хотела бы иметь с Европой, что видно и из Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, только что утвержденной указом Президента РФ Дмитрия Медведева. Это, считает С. Караганов, отражает сомнения России относительно будущего развития отношений с Европой. Ведь, например, что касается США, то в концепции прямо говорится о намерении России налаживать стратегическое партнерство с этим государством. Ну а по поводу Европы в концепции идет речь о том, что Российская Федерации выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. А между тем, Россия и Европа без укрепления партнерства будут терять свое влияние в качестве третьего центра силы в будущем мире, где таковыми центрами останутся США и Китай. Влияние России в силу ряда обстоятельств еще будет сохраняться, а вот Европа станет играть все меньшую роль, в том числе, и по ее доле в мировом ВНП. Вот почему так важно уже сейчас налаживать вертикальные связи сотрудничества Россия-ЕС, что подразумевает и усилия со стороны европейских партнеров…

Первый проректор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг поделился накопленным опытом сотрудничества российских ученых с коллегами из Евросоюза, а также выделил факторы, препятствующие более успешному взаимодействию научных институтов России с учеными из ЕС. Касаясь предыдущего взаимодействия, Л. Гохберг указал, в частности, что в 280 проектах в рамках Шестой рамочной программы (их общий бюджет составил 2,8 млрд. евро), участвовало совместно с представителями других стран 469 научных российских организаций. Из этой суммы, выделенной из фондов ЕС, Россия получила 51 миллион евро. Что касается 7РП, то заявки на участие в первых конкурсах поступили от 572 российских заявителей. При этом финансирование получили 82 успешных проекта и на их реализацию из фондов ЕС должно быть выделено 16 млн. евро. Рейтинг успеха всех стран по участию в Шестой рамочной программе составил 17.8 %, а по России — 19,7 %, что считается довольно высоким показателем.

На участие в первых конкурсах 7РП от России поступило заявок больше, чем от какой-либо другой из стран, не входящих в ЕС (так называемых "третьих" стран). Однако содержательная часть этих заявок с научной точки зрения не очень высока по качеству, и уступает уровню предложений США, от которых заявок поступило меньше, чем от России. Далее Л. Гохберг показал, какие затраты выделяются в различных странах на научные исследования и какое число ученых занято в этих исследованиях. Так, в 2007 году Россия по выделенным на научные исследования и разработки средствам — 23486,1 млн. долларов (по паритету покупательной способности) занимала девятое место. По числу же исследователей Россия оказалась на четвертом месте — 392 849 человек. Иными словами, при довольно высоком уровне затрат на науку и большом числе ученых продуктивность и эффективность научных исследований не столь высоки, как того хотелось бы.

Россия, продолжал первый проректор, получила в 2007 году на научные исследования и разработки из международных источников 7,2 процента по отношению к общему объему финансирования на эти цели (это меньше, чем было в 2000 году — 7,6 проц.). В 2007 году 23932 российских ученых (что составило лишь 6 % от общего числа всех российских исследователей) из 779 научных организаций опубликовали совместно с зарубежными авторами 14256 научных статей. А доля российского участия в заявках, поданных в Европейское агентство по патентам (ЕАП) российскими организациями в соавторстве с зарубежными партнерами, составила в период 2001—2003 гг. 45,7 %. От экспорта технологий Россия получила в 2007 году 630,4 млн.долларов (для сравнения, в Австрии этот показатель составляет 6,1 млрд. долларов, в США — 75,4 млрд.долларов). Доля России в мировом экспорте высоких технологий составила в 2007 году всего 0,28 % (для сравнения, у Гон-Конга этот показатель был 5,44 %). Приведенные выше данные свидетельствуют о низкой результативности научного труда в России.

Руководство Российской Федерации постоянно подчеркивает, отметил Л. Гохберг, что инновационному развитию в России нет альтернативы. Однако пока положение здесь оставляет желать лучшего. Ведь инновационная активность в промышленности России составляла в 2007 году 9,4 %, что почти вдвое меньше, чем в 1992 году, когда 16,3 % промышленных предприятий можно было отнести к числу инновационных.

Далее первый проректор остановился на тех факторах, которые препятствуют более углубленному сотрудничеству России с ЕС в научно-технологической сфере. К числу таковых относится весьма сложная процедура получения в России так называемых научных виз, что существенно препятствует контактам российских ученых с зарубежными коллегами (во всей Европе такие научные визы существуют). Сюда же можно отнести и российские таможенные сборы на получение научного оборудования и материалов из-за рубежа. На успешное участие российских ученых и организаций в сотрудничестве с ЕС негативное влияние оказывают внешние экономические и политические факторы. В России недостаточно развита научная инфраструктура. Например, при приезде в Россию ученых из других стран они сталкиваются с проблемами приемлемого уровня проживания. В целом российское научное сообщество не обладает достаточной квалификацией для более широкого сотрудничества с зарубежными коллегами, если принять во внимание трудности языкового характера, отсутствие надлежащих навыков административного и финансового менеджмента проектов, отвечающего требованиям Евросоюза, низкий уровень доступности информации. В настоящее время, заметил в связи с этим Л.Гохберг, только 56,5 % организаций научно-исследовательского профиля имеют Интернет сайты на русском языке, не говоря уже об английской их версии. Не улучшают картины и особенности российского законодательства, не позволяющие объявлять совместные конкурсы на различного рода проекты с общим финансированием. Правда, в последнее время Минобрнауки провело скоординированные конкурсы по здравоохранению, по энергетике, скоро будет объявлен конкурс по нанотехнологиям и биотехнологиям в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы". Однако изъяны законодательства продолжают негативно влиять на успешное сотрудничество с ЕС в области научно-исследовательских разработок.

Суммируя сказанное, Л. Гохберг отметил, что наличие соглашения о научно-техническом сотрудничестве Россия-ЕС, которое в ближайшее время должно быть обновлено, служит фундаментом двусторонних отношений. Налицо стремление российских организаций проводить исследования в сотрудничестве с партнерами из ЕС и участвовать в глобальном научном процессе. В принципе, если Россия вступит в 7РП, это поможет ей значительно повысить качество науки, откроет доступ к инновациям Евросоюза, но и потребует одновременно улучшения ситуации в этой сфере внутри страны и большей отдачи от инновационных вложений. При позитивном развитии событий встанет и вопрос об определении научных приоритетов, которые строго прописаны в рамочной программе. Сейчас научные приоритеты России практически совпадают с европейскими. Однако никаких механизмов для совместных определений таких направлений развития нет. Впрочем, имеется и положительный опыт в виде так называемых технологических платформ, когда ученые, прежде чем вынести ту или иную научную тематику на рассмотрение программного комитета рамочных программ ЕС, определяют, какие научные разработки в данный момент являются значимыми и наиболее перспективными. В России действуют совместные с ЕС рабочие группы — по нанотехнологиям, по здравоохранению, по биотехнологиям, по энергетике, по окружающей среде, — которые, собственно, и призваны определять совместные приоритеты и объявлять конкурсы, и, таким образом, являются большим взаимным достоянием. Реализуются и совместные проекты "ERA.Net.RUS" и "BILAT-RUS", направленные на разработку взаимовыгодных инструментов сотрудничества между Россией и ЕС, в которых участвует и Высшая школа экономики.

Но у сотрудничества Россия-ЕС в области научно-технического развития есть и "угрозы". К их числу относится низкий в России "показатель успеха", при котором большое число заявок на участие в различных проектах характеризуется их низкой содержательной составляющей, не очень высок уровень квалификации российских исследователей, слаба инфраструктура. Угрозу представляет и "утечка мозгов", отсутствие надлежащей защиты прав на интеллектуальную собственность.

Далее первый проректор ГУ-ВШЭ указал на настоятельную необходимость выработки "дорожной карты" подготовительного процесса ассоциирования России в 7РП и перечислил рекомендации по проведению мероприятий, которые могли бы войти в такую карту. В частности, речь может идти и о создании Кодекса поведения для российских исследовательских организаций при осуществлении сотрудничества с партнерами из ЕС. К числу подобных рекомендаций относится и улучшение информационного обмена, административного и финансового менеджмента международных проектов российскими организациями, разработка методики оценки результативности научного труда. Необходимо также поднять на новый уровень консультационную и информационную службы в России, где в настоящее время действует 12 национальных контактных точек, призванных содействовать участию российских научных организаций в 7РП. Но и эти точки, две из которых — "Партнерство" и "Мобильность" — в ГУ-ВШЭ, требуют институционального усовершенствования, повышения квалификации сотрудников.

Об опыте участия в рамочных программах Евросоюза стран, не являющихся членами ЕС, рассказал исполнительный директор Центра социальных инноваций Клаус Шух (Австрия), который рассказал об основных этапах вхождения государств Восточной Европы в программы ЕС. Направлениям взаимодействия с ЕС Норвегии посвятил свое выступление старший советник Министерства образования и научных разработок Норвегии Эрик Йессен. Он, в частности, ознакомил участников семинара с норвежской научной системой, в рамках которой действует Научно-исследовательский совет Норвегии. Примечательно, что Норвегия ассоциирована в рамочные программы ЕС вот уже 20 лет, и для участия в каждой новой программе требуется широкий политический консенсус и решение Стортинга (парламента страны). В целом создание европейского исследовательского пространства является для Норвегии приоритетным направлением.

Марсель Шатон
Марсель Шатон
 

Марсель Шатон, генеральный менеджер и национальный координатор Израильско-европейского директората по рамочным программам ЕС, уделил внимание тому, какие выгоды дает Израилю, являющемуся ассоциированным членом 7РП, такое участие. Среди преимуществ были перечислены следующие: улучшение условий деятельности израильского бизнеса на европейском рынке, активизация развития новых технологий и сотрудничества науки и бизнеса, повышение осведомленности европейцев о качестве науки в Израиле, выработка новых научных стандартов. В то же самое время в этом сотрудничестве имеются и барьеры. Так, израильские представители не участвуют в работе исследовательской группы Научного совета ЕС, так как страна не является членом ЕС, а только обладает статусом ассоциированного участника 7РП, что делает практически недоступными многие скоординированные научные проекты Евросоюза.

Как улучшить сотрудничество России и ЕС в 7РП? Таким вопросом задался Йорн Зонненбург, директор международного бюро Федерального министерства образования и исследований Германии. Этому может, по его мнению, содействовать выделение общих для России и стран ЕС научных интересов в 7РП, определение наиболее перспективных направлений научно-технического сотрудничества между Россией и ЕС, стимулирование диалога между лицами, ответственными за разработку политики, всеми заинтересованными сторонами государственного и частного секторов экономики России и стран ЕС. Следовало бы провести оценку эффективности заключенного 1 июля 2007 года между Россией и ЕС соглашения по визовому обмену и принять меры по улучшению деятельности этого механизма.

О важности выработки совместных программ научных исследований и разработок, а также обеспечения более высокого уровня информационно-консультационной системы национальных контактных точек говорила директор отдела европейских и международных программ Австрийского агентства по развитию научных исследований Сабина Херличка.

На семинаре состоялся оживленный обмен мнениями по вопросам развития научно-технического сотрудничества России и Евросоюза. Были обсуждены роль политических инструментов, содействующих такому сотрудничеству; необходимость разработки методологии совместной оценки конкурсных предложений и проектов; подходы к совместному определению приоритетов исследований в рамочных программах ЕС и осуществлению таких исследований с помощью более широкого использования инструментов многостороннего и двустороннего сотрудничества; совершенствование законодательной базы взаимодействия, в том числе, защита прав интеллектуальной собственности на уровне взаимоотношений Россия-ЕС; повышение информационной открытости и использование национальных информационных систем в интересах развития сотрудничества; улучшение инфраструктуры и повышение качества транснационального трансфера научного оборудования и материалов; роль и место в развитии сотрудничества таких совместных проектов Россия-ЕС, как "BILAT-RUS", "ERA.Net.RUS", "IncoNet EECA"; применение существующих и разработка новых механизмов взаимовыгодной мобильности научных кадров, способствующей "циркуляции умов" и другие вопросы.

Подводя итоги работы семинара, Л. Гохберг отметил, что с самого начала он задумывался о подборе конкретных вопросов для обсуждения с целью выработки стратегии движения России по пути к ассоциированному членству в 7РП. И высказанные в ходе выступлений представителей различных стран соображения и точки зрения, в том числе, по совместному определению приоритетных направлений научных исследований в России и ЕС, координации национальных и европейских стратегий в научно-технической сфере, будут непременно учтены российской стороной. Эти рекомендации будут включены в "дорожную карту", которая может внести целый ряд предложений для принятия окончательных решений на правительственном уровне, касающихся присоединения России к Седьмой рамочной программе ЕС.

Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото автора

Программа семинара (файл .pdf)