• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

МЭО: Статистическая характеристика системы профессионального образования: 2000–2011 гг.

Очередной выпуск бюллетеня НИУ ВШЭ из серии «Мониторинг экономики образования» подготовили сотрудники ИСИЭЗ Ирина Забатурина, Наталья Ковалева, Вера Кузнецова, Ольга Озерова. Публикация открывает новый годовой цикл информационных бюллетеней данной серии, демонстрирующих, с каким багажом отечественное образование выходит на новый этап своего развития.

Рассматривая данные федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений профессионального образования, авторы бюллетеня анализируют основные показатели: сеть образовательных учреждений, контингент обучающихся, кадровый потенциал, состояние материально-технической базы и финансовые ресурсы образовательных учреждений профессионального образования, а также связи между образованием и рынком труда.

В первом разделе содержатся данные, характеризующие образовательный потенциал населения страны.

Как пишут авторы исследования, по уровню образования население России занимает ведущее место в мире. Удельный вес населения в возрасте 25–64 лет с высшим (включая послевузовское) и средним профессиональным образованием, по данным переписи населения 2010 г., составил 62.6%, что вдвое превышает средние показатели по удельному весу населения с аналогичным образованием по странам ОЭСР.

Рассматривая итоги переписи населения 2010 г., авторы указывают, что численность лиц, имеющих высшее профессиональное образование, увеличилась по сравнению с 2002 г. в 1.4 раза. В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с начальным профессиональным образованием — с 128 до 56 чел. (см. рис. ниже).

Рис. Уровень образования населения России в возрасте 15 лет и старше*
(в расчете на 1000 чел. населения, указавших уровень образования)

* По данным переписей населения.

В последующих разделах (2—4) речь идет о развитии и реструктуризации сети учреждений профессионального образования с 2000 по 2011 годы. Авторы анализируют их деятельность по таким показателям, как контингент обучающихся по программам профессионального образования, преподавательский персонал, состояние материально-технической базы, финансово-экономическая деятельность. Информация в разделах дополняется разнообразными сведениями о заработной плате работников образовательных учреждений профессионального образования. Данная тема особенно актуальна в настоящее время в связи с принятыми на высшем уровне решениями по этому вопросу.

Соответствующие данные дифференцированы по уровням системы образования, и представлены  подробно в различных разрезах.

Пятый раздел описывает взаимосвязи между профессиональным образованием и рынком труда. Уровень образования занятого в экономике населения достаточно высок. По данным переписи населения 2010 г., 79% занятых в экономике имели профессиональное образование, в том числе высшее и послевузовское профессиональное — 32%, среднее профессиональное образование — 37%. Вместе с тем, на долю занятых с начальным профессиональным образованием приходилось лишь 6%. Лица, занятые в экономике со средним (полным) общим образованием, составили почти 16%, с основным общим образованием — около 5%. Также продемонстрирована связь между образованием и безработицей (см. табл. ниже).

Таблица. Уровень безработицы*
(удельный вес безработных в численности экономически активного населения соответствующего уровня образования, проценты)

  2000  2005  2007  2008  2009  2010  2011 
Всего9.8
7.1 5.7 7.08.47.56.6
 Имеют образование:       
 высшее профессиональное**5.23.0  2.43.24.64.03.6 
 неполное высшее профессиональное9.110.58.913.3- - -
 среднее профессиональное7.95.34.25.26.45.8 5.1
 начальное профессиональное11.7 7.16.07.49.17.96.7
 среднее (полное) общее13.19.88.910.712.611.610.4
 основное общее14.6 16.612.516.617.716.816.2
 не имеют основного общего образования10.111.412.818.221.519.819.9
* По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости: 2000 г., 2005—2008 гг. — ноябрь, 2009–2011 гг. — в среднем за год.
** Включая лиц, имеющих послевузовское профессиональное образование.


Представленные в обзоре данные свидетельствуют о том, что статистика высшего и среднего профессионального образования в настоящее время позволяет дать достаточно последовательную и комплексную характеристику этих уровней образования — их контингента, кадрового потенциала, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов.

В то же время перед статистикой стоят три проблемы, которые требуют безотлагательного решения.

  • Во-первых, в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» требуется полномасштабная актуализация действующего инструментария и системы показателей федерального статистического наблюдения в сфере образования.
  • Во-вторых, в контексте формирования единой унифицированной системы статистического наблюдения в сфере образования необходимо обеспечить переработку статистического наблюдения за деятельностью учреждений общего  образования и за подготовкой квалифицированных рабочих и служащих в учреждениях профессионального образования.
  • В-третьих, важно разработать современный инструментарий статистического изучения такого важного сегмента рынка образования, как дополнительное профессиональное образование. Его развитию уделяется большое внимание, но именно он в последние годы полностью выпал из сферы статистического наблюдения.


Материал подготовила Ирина Забатурина