• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представляет новую серию информационных бюллетеней «Россия — ОЭСР: Мониторинг мер политики в сфере науки, технологий и инноваций». В первом номере идет речь о разработке лекарств и вакцин против коронавируса, ходе реализации национального проекта «Наука», налоговом маневре для ИТ-отрасли и других фактах российской политики. Представлены обзоры ОЭСР и Европейской ассоциации университетов, а также кейсы ряда стран по развитию науки, технологий и инноваций и их использованию для борьбы с пандемией и вызванным ею экономическим кризисом.

РОССИЯ

  • Лекарства и вакцины против коронавируса
  • Научные организации и вузы поддержат субсидиями
  • Часть средств Фонда национального благосостояния направят на развитие научной инфраструктуры
  • Национальный проект «Наука» демонстрирует хорошую динамику
  • Минобрнауки России разрабатывает программу стратегического академического лидерства Ставка на инновации в ключевых секторах экономики
  • Стимулы для развития инжиниринга и промышленного дизайна
  • Налоговый маневр для ИТ
  • Правовой эксперимент для цифровых инноваций узаконят

Лекарства и вакцины против коронавируса

Минздрав России зарегистрировал первое лекарство «Авифавир» (действующее вещество «Фавипиравир») для лечения COVID-19. Препарат создан при взаимодействии группы компаний ХимРар, Российского фонда прямых инвестиций и Фонда Сколково на базе разработки японской компании Toyama Chemical. Первые партии препарата поступили в больницы семи регионов, и помогли вылечиться некоторым пациентам. Всего в июле будут поставлены 60 тыс. курсов «Авифавира». Минпромторг России предоставил льготные целевые займы для масштабирования производства (при необходимости объем производства может быть увеличен до двух миллионов курсов в год).

Вакцина против коронавируса разрабатывается по нескольким направлениям и в разных вариантах, в т.ч. на основе комбинации вирусных генов. Все проекты включают доклинические исследования на перспективных прототипах вакцин, а также клинические исследования на добровольцах. Всего в России разрабатываются 47 таких прототипов. Созданием вакцины и других антивирусных средств занимаются ведущие российские научные институты: Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова, биологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Научно-исследовательский институт гриппа им. А.А. Смородинцева, Казанский федеральный университет и др.

Компании, ведущие разработки для борьбы с COVID-19, поддерживаются по ускоренной и упрощенной процедуре. Так, Фонд «Сколково» смягчил требования к соинвестициям для таких проектов (25% процентов — инвесторы, 75% — Фонд). В качестве соинвестиций разрешается использовать и собственные средства. До трех увеличено количество грантов, которые одновременно можно получать и использовать.

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) провел конкурс по теме «Фундаментальные проблемы возникновения и распространения коронавирусных эпидемий». Грант в размере 3–6 млн руб. в год предоставляется на срок до 2 лет.

Научные организации и вузы поддержат субсидиями

Правительство РФ планирует в период пандемии выделить из резервного фонда 15,8 млрд руб. на субсидии федеральным учреждениям, осуществляющим образовательную, научную и медицинскую деятельность (распоряжение от 15.06.2020 г. № 1589-р). Из этих средств 4.8 млрд руб. предназначены Минобрнауки России, 5,8 млрд руб. — Минпросвещения России, 5,4 млрд руб. — Минздраву России и еще 13 главным распорядителям бюджетных средств. Субсидии будут предоставляться с учетом финансового положения учреждений и их потребностей в расходах на оплату труда, коммунальных услуг, содержание имущества, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

Часть средств Фонда национального благосостояния направят на развитие научной инфраструктуры

Ряд инициатив, связанных с научно-техническим развитием, включены в перечень крупных проектов с государственным участием, финансируемых за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и в рамках федеральных целевых программ (распоряжение Правительства РФ от 16 июня 2020 года № 1599-р). Речь идет о строительстве:

  • многофункционального технологического кластера «Образцово», ядром которого станет национальный центр цифрового инжиниринга, прототипирования, испытаний и сертификации интеллектуальных транспортных систем, а также комплекс соответствующих научно-испытательных лабораторий;
  • установки класса «мегасайенс» Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»), которая создается в рамках национального проекта «Наука» с целью реализации современной отечественной сети источников синхротронного излучения нового поколения.

Национальный проект «Наука» демонстрирует хорошую динамику

Счетная палата опубликовала актуальные данные о реализации национальных проектов. В целом уровень их исполнения за первое полугодие составил 35,5% (757,5 из 2135,9 млрд руб.). Лидером по исполнению бюджета стал национальный проект «Наука» — 50,3% (21,7 из 43,1 млрд руб.): по федеральному проекту «Развитие научной и научно-производственной кооперации» — 73,8%; «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ» — 44,5%; «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» — 15,4%.

В ближайшее время в рамках национального проекта «Наука»:

Минобрнауки России разрабатывает программу стратегического академического лидерства

Одной из новаций в сфере поддержки науки и высшего образования может стать Программа стратегического академического лидерства, разрабатываемая Минобрнауки России. В июле ее должны представить в Правительство РФ, а отборочные мероприятия начнутся осенью.

Новая инициатива позиционируется как развитие и расширение программы повышения конкурентоспособности российских университетов (Проект 5-100), завершающейся в 2020 г., и поддержки опорных университетов, а также в качестве нового инструмента интеграции и кооперации науки и образования на региональном уровне.

Участниками программы станут 100-150 вузов. Срок ее реализации — 10 лет (первый этап — 2020–2025 гг.; второй — 20252030 гг.), а общий объем финансирования — не менее 52 млрд руб. в 2021—2024 гг.

Ставка на инновации в ключевых секторах экономики

В этом году в России принята новая Энергетическая стратегия до 2035 года (распоряжение Правительство РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р). На первом этапе ее реализации (до 2024 г.) акцент делается на достижении национальных целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204; на втором (2025–2035 гг.) планируется переход к энергетике нового поколения с опорой на передовые технологии, эффективное использование традиционных источников энергии, развитие атомной и водородной энергетики, ускоренное развитие инновационных энергетических проектов в области ВИЭ. Приоритеты сместятся от добычи и магистрального транспорта топлива к его глубокой переработке.

Также утверждена Стратегия развития обрабатывающей промышленности, включая авиационную, судостроительную, электронную, медицинскую, автомобильную, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, химический и нефтехимический комплекс (распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р). Ключевая задача Стратегии — обеспечение технологической конкурентоспособности отечественной промышленности; создание условий для ее интенсивного развития; содействие прогрессу развития смежных отраслей (науки, образования, связи и телекоммуникаций и др.). К 2035 г. рост индекса производства обрабатывающей промышленности должен составить 192%; доля организаций, осуществляющих технологические инновации, — 50%; доля затрат на внедрение цифровых технологий в валовой добавленной стоимости — 5,1%; внутренние затраты на исследования и разработки в обрабатывающей промышленности — не менее 1270 млрд руб.

Стимулы для развития инжиниринга и промышленного дизайна

В России разработана «дорожная карта» в области инжиниринга и промышленного дизайна на период с 2020 по 2025 год (распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2020 года № 1546-р). Планируется увеличить объём внутреннего рынка инжиниринга к 2025 году с 2,8 до 3,9 трлн рублей; долю малого и среднего бизнеса в структуре отрасли — с 42 до 45%; долю комплексных EPCM-контрактов (инжиниринг, снабжение, строительство, управление) — с 30 до 40% от всех контрактов, заключаемых на рынке. Достичь данных показателей планируется путем совершенствования государственного регулирования и системы кадрового обеспечения; создания профильных центров на базе инновационных кластеров и вузов; формирования открытого реестра компаний; внедрения специальных налоговых инструментов; подключения к поддержке инжиниринга институтов развития.

Дорожная карта предусматривает ряд новых мероприятий в области промышленного дизайна, включая развитие сети профильных центров компетенций, популяризации, учреждение специальной премии Минпромторга России и др.

Налоговый маневр для ИТ

В России расширяется поддержка отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях пандемии. Для ИТ-компаний предусмотрено снижение уже действующего льготного тарифа страховых взносов с 14 до 7,6%, ставки налога на прибыль — с 20 до 3%. Льготы должны носить бессрочный характер и распространяться практически на все компании, занимающиеся преимущественно разработкой, внедрением, продажей и послепродажной поддержкой программного обеспечения. Кроме того, для таких компаний запланированы льготы и специальные субсидии на рекламную деятельность за рубежом, а также при реализации исключительных прав на программный продукт. Цель налогового маневра — стимулировать создание и экспорт российских программных продуктов.

Правовой эксперимент для цифровых инноваций узаконят

Продолжается доработка законопроекта «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ» (поручение Президента РФ от 6 июля 2020 г.). Принятие этого федерального закона должно быть ускорено. Экспериментальные правовые режимы (ЭПР) или регуляторные «песочницы» широко используются в мировой практике и являются катализатором разработки и внедрения инноваций.

Законопроект обеспечивает введение в правое поле понятия ЭПР, юридическое оформление соответствующих механизмов в ИТ-отрасли. ЭПР позволяет улучшить рамочные условия для цифровых инноваций, упростить разработку и внедрение новой продукции и услуг за счет смягчения обязательных (нормативных) требований по лицензированию, аккредитации, сертификации, подтверждению соответствия и др. Установление ЭПР имеет принципиальное значение для развития цифровых медицинских технологий, беспилотных транспортных систем, дистанционного образования, финансового рынка и онлайн-торговли.

МИРОВАЯ ПОВЕСТКА

  • Рекомендации ОЭСР по координации политики в сфере исследований и разработок в условиях борьбы с пандемией
  • Европейская ассоциация университетов: Влияние COVID-19 на финансирование университетов в Европе
  • Великобритания: перенаправление средств научных грантов на противодействие COVID-19
  • Канада: быстрые гранты для борьбы с коронавирусной инфекцией Венгрия: поддержка занятости ученых в период пандемии
  • Франция: обеспечение капитализации стартапов
  • Чехия: помощь инновационным предприятиям, содействующим сдерживанию эпидемии
  • Испания: ускорение цифровизации малого и среднего бизнеса
  • Сингапур: поддержка цифровой устойчивости для выхода из коронакризиса

Рекомендации ОЭСР по координации политики в сфере исследований и разработок в условиях борьбы с пандемией

ОЭСР ведет постоянный мониторинг и систематизацию национальных и международных практик поддержки исследований и разработок в контексте борьбы с пандемией.

По прогнозам экспертов, от клинических испытаний до вывода на рынок эффективной вакцины может понадобиться 11,5 года и еще несколько лет для того, чтобы сделать вакцинацию доступной. Поскольку для окончательной победы над пандемией необходимо вакцинировать 50–75% населения мира, целесообразно направить усилия правительств на создание производственных и распределительных мощностей, обеспечение доступности новой вакцины, определение приоритетов вакцинации с последующим переходом на массовую вакцинацию населения.

Акцент должен быть сделан на обеспечении равного и всеобщего доступа к будущим вакцинам и лечению от коронавируса по мере их появления, а также укреплении взаимодействии стран на этапе внеклинических исследований. Основная цель — ускорить наиболее перспективные исследования и улучшить механизмы управления правами интеллектуальной собственности и закупками лекарств и вакцин.

Европейская ассоциация университетов: Влияние COVID-19 на финансирование университетов в Европе

В мае 2020 г. Европейская ассоциация университетов (European University Association — EUA) опубликовала доклад о проблемах финансирования университетов в условиях пандемии COVID-19.

В кратко- и среднесрочной перспективе все источники финансирования университетов будут сокращаться. Наблюдаются секвестр государственного финансирования, сокращение доходов университетов от обучения и научной деятельности, масштабов пожертвований. Поступления в рамках европейских программ, которые зависят, в том числе от финансовой устойчивости организаций, также будут снижаться.

Ожидается рост неравенства между образовательными системами европейских стран с точки зрения обеспеченности ресурсами, а также реструктуризация университетов. Этот тренд определяется «инвестиционными разрывами» между европейскими экономиками и различиями между вузами в уровнях и доступности финансирования.

Ограничения в перераспределении средств и сокращении издержек при нарастающем финансовом неравенстве вузов рано или поздно приведут к структурным изменениям (прежде всего, слияниям) в системах высшего образования многих стран ЕС.

Краткосрочные меры поддержки университетов могут потребовать продления. Из-за сохраняющейся неопределенности с развитием пандемии, антикризисные меры могут быть продлены на несколько лет. Это обстоятельство должно учитываться при разработке мер поддержки вузов.

Структура и объемы финансирования деятельности университетов могут претерпеть изменения, поскольку доступность и масштабы разных источников финансирования окажутся принципиально иными, а возможности перераспределения средств внутри вуза всегда ограничены.

Университеты вынуждены сокращать издержки, но поле для маневра ограничено. Требования и нормативы по структуре подразделений, численности учащихся, условиям обучения, составу материально-технической базы зачастую препятствуют эффективному снижению издержек.

Роль оценки эффективности деятельности вузов возрастет. На фоне дефицита бюджетных средств их распределение будет все больше опираться на оценку результатов деятельности по формальным критериям. Это может негативно сказаться на долгосрочном институциональном развитии и академической автономии университетов.

Для смягчения негативных последствий требуются масштабные скоординированные действия на уровне ЕС. В их числе — переход к долгосрочным миссия-ориентированным планам поддержки университетов, развитие комплексных (охватывающих одновременно образовательную, научную и инновационную деятельность вузов) программ, разработка и внедрение более простых и гибких механизмов финансирования на уровне ЕС.

Великобритания: перенаправление средств научных грантов на противодействие COVID-19

На время эпидемии гранты Инновационного агентства Великобритании (Innovate UK), квазиавтономной структуры «Исследования и инновации Великобритании» (UKRI) и Фонда исследований глобальных проблем (GCRF) могут быть направлены на изучение способов борьбы с вирусом и последствиями пандемии, даже если это противоречит первоначальным целям выделения средств. При этом не допускается продление срока действия гранта или выделение для его выполнения дополнительного финансирования.

Данный инструмент используется преимущественно в случае краткосрочных (не более 18 месяцев) проектов, нацеленных на устранение или смягчение социальных, экономических, культурных и экологических последствий COVID-19. Максимальный размер субсидии для резидентов Великобритании составляет до 80% понесенных ими затрат, для зарубежных ученых — до 100%.

Организации — участники проектов, финансируемых Innovate UK, могут рассчитывать на гранты или льготные займы в целях компенсации кассовых разрывов, напрямую связанных с эпидемией. Размер гранта определен в пределах 25–250 тыс. фунтов стерлингов (примерно 2-22 млн руб.), заем же может достигать 1,6 млн фунтов (около 140 млн руб.).

Канада: быстрые гранты для борьбы с коронавирусной инфекцией

Центр Меркатус при Университете Джорджа Мейсона в рамках действующей программы финансирования новых инициатив (Emergent Ventures) разработал специальную линейку «быстрых грантов» (Fast Grants) общим объемом 40 млн канадских долларов (около 2 млрд рублей).

Участниками программы стали представители академических учреждений, выполняющие проекты по противодействию пандемии COVID-19 с ожидаемыми результатами в ближайшие шесть месяцев.

Размер «быстрого» гранта варьировал от 10 до 500 тысяч канадских долларов (0,5–25 млн рублей), а решения о поддержке проекта принимались группой экспертов в области биомедицины в течение 48 часов. Основными критериями оценки поступающих заявок стали стоимость реализации и ожидаемая скорость достижения результата.

Быстрые гранты уже получили 127 исследователей, занимающихся созданием модели возрастной восприимчивости к инфекции SARS-CoV-2 в 3D-органоидах легких человека, визуализацией электронной томографии вирионов SARS-CoV-2, разработкой вакцины против SARS-CoV-2 с использованием нового полимера для защиты мРНК и др.

Венгрия: поддержка занятости ученых в период пандемии

Одним из направлений борьбы с последствиями пандемии стала поддержка правительством занятости в сфере исследований и разработок. Пострадавшие от эпидемии негосударственные организации, имеющие в штате исследователей, получили право на субсидию для оплаты труда этой категории сотрудников.

При положительном решении (процедура оценки длится до 8 дней) организация должна довести до работников полученные средства в течение 3 месяцев с момента подачи заявки. Объем субсидии определяется исходя из максимальной суммы месячных выплат на одного исследователя в размере 318 920 форинтов (порядка 70 000 рублей).

Критерии для участия в программе — возраст компании (более полугода), соблюдение требований трудового законодательства, выполнение обязательств по сохранению численности и размера отплаты труда сотрудников, а также их рабочих мест в период действия субсидии.

Франция: обеспечение капитализации стартапов

Правительство Франции разработало пакет мер по поддержке стартапов в кризисный период. Одной из них стал так называемый «Французский технологический мост» (French Tech Bridge), реализуемый совместно с государственным инвестиционным банком Bpifrance. 80 млн евро (более 6 млрд руб.) направлено на приобретение конвертируемых (с возможностью обмена на акции эмитента) облигаций на сумму от 100 тыс. до 5 млн евро (7,7-380 млн руб.) для стартапов, находящихся в процессе сбора средств или планировавших начать деятельность в ближайшие месяцы. Ключевым условием при этом является 100%-ое софинансирование со стороны частных инвесторов.

Государство готово выступить гарантом по банковским займам стартапов (включая кредиты от Bpifrance) в объеме до 200% от фонда оплаты труда компании за 2019 год, либо 125% ее годового оборота. Общий объем гарантийного фонда составил почти 2 млрд евро (около 150 млрд руб.). Стартапы также получат налоговые вычеты за 2019 год в ускоренном порядке.

Чехия: помощь инновационным предприятиям, содействующим сдерживанию эпидемии

Фонд развития регионов (ERDF) Чешской республики запустил ряд программ по поддержке инновационного развития. Так, программой COVID Technologie предусмотрены субсидии субъектам МСП на приобретение нового технологического оборудования (приборов, установок), предназначенного для борьбы с распространением и смягчением последствий коронавируса. Возмещается до 50% затрат, связанных с закупкой технологий, устройств и ПО. Размер субсидии — от 250 тыс. до 20 млн чешских крон (примерно 0,7–60 млн руб.). Это позволяет поддержать предприятия в процессе адаптации к работе в новых условиях и диверсификации собственного производства медицинских изделий.

Другим инструментом стали инновационные ваучеры для задействованных в борьбе с эпидемией компаний. Покрывается 50-85% затрат на сертификацию продукта, тестирование, диагностику, разработку дизайна, моделирование, приобретение ПО или оборудования, прототипирование, оптимизацию процессов производства на сумму от 50 тыс. до 1 млн крон (0,1–3 млн руб.).

Программа «Умных мер борьбы с COVID-19» (CZECH RISE UP) стимулирует быстрое внедрение инновационных решений. Она позволяет компаниям любого размера получить субсидию для покрытия затрат на приобретение материалов, оплату труда сотрудников, иных видов расходов при условии, что результаты работы в кратчайшие сроки окажут позитивный эффект на ситуацию, связанную с распространением SARS-CoV-2. Максимальный размер субсидии составляет 5 млн крон (почти 15 млн руб.).

Испания: ускорение цифровизации малого и среднего бизнеса

Правительство Испании запустило программу Acelera Pyme по ускорению цифровизации малого и среднего бизнеса посредством финансовой поддержки, помощи в обучении и поиске технологических решений. Для этого Министерство экономики и цифровой трансформации выделило 70 млн евро.

Первый блок мер связан с разработкой учебных курсов для приобретения и совершенствования навыков в области цифровых технологий и профориентации молодежи. Сумма вложений — 20 млн евро, часть из которых предоставляется Европейским социальным фондом. Тематика курсов — кибербезопасность, большие данные, веб-программирование, облачные технологии, цифровой маркетинг, программирование видеоигр, 3D-дизайн и виртуальная реальность.

35 млн евро направлены на повышение эффективности медицинских услуг, развитие интернета вещей на основе искусственного интеллекта. На один проект выделяется от 150 тыс. до 3 млн евро. 15 млн евро будут использованы для развития цифрового контента: системы обработки данных для улучшения системы здравоохранения и реагирования на кризисы, аудиовизуального контента, включая цифровую рекламу, социальные сети и др. Размер поддержки одного проекта — от 150 тыс. до 2 млн евро. Часть средств предоставляется Европейским фондом регионального развития (ЕФРР).

Сингапур: поддержка цифровой устойчивости для выхода из коронакризиса

Министерство финансов Сингапура разработало программу стимулирования цифровой трансформации экономики в ответ на пандемию COVID-19, цифровизации бизнеса. На эти цели направлено 500 млн сингапурских долларов (примерно 25,8 млрд руб.).

Для предприятий, которые еще не перешли на систему электронных платежей, государствен-ные агентства будут субсидировать в течение 5 месяцев оплату соответствующих услуг в объеме 300 сингапурских долларов (15,5 тыс. руб.) в месяц. Для обеспечения цифровой устойчивости стимулирования внедрения решений по электронной коммерции и управлению бизнес-процессами компании смогут получить средства (Digital Resilience Bonus) в размере до 5 тыс. сингапурских долларов (258 тыс. руб.). Правительство выделит 250 млн сингапурских долларов (12,9 млрд руб.) на развитие сотрудничества малого бизнеса с провайдерами цифровых платформ и лидерами отрасли.

Также планируется сосредоточиться на разработке отраслевых решений для преодоления кризиса. Первым шагом станет обеспечение безопасного выхода из карантина, включая создание новых безопасных рабочих мест, безопасных домов, школ и пр. Инновации в этой области будут финансироваться государством.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОЭСР

  • Семинар «Наука, технологии и инновации во времена COVID-19»
  • Семинар «Статистический мониторинг и анализ развития науки, технологий и инноваций в условиях кризиса»

Семинар «Наука, технологии и инновации во времена COVID-19»

17 и 24 июня 2020 г. состоялся семинар «Наука, технологии и инновации во времена COVID-19», организованный Рабочей группой по инновационной и технической политике (TIP) и Комитетом по научно-технологической политике (CSTP). Цель семинара — обсуждение подходов к научно-технологической и инновационной (НТИ) политике стран для решения проблем и использования возможностей кризиса. Основными темами дискуссий стали:

  • результаты воздействия коронавируса на сферу НТИ в краткосрочном периоде и ответные меры политики в странах ОЭСР (последствия кризиса для компаний, секторов и регионов; ожидаемые изменения после отмены изоляции; эффективность международного сотрудничества и внедрения новых инструментов политики);
  • возможности и проблемы совершенствования политики в долгосрочной перспективе, повышения устойчивости и жизнеспособности национальных инновационных систем;
  • итоги исследования «OECD Survey of STI policy responses to the Covid-19 crisis» и монито-рингов антикризисной политики отдельных стран (STIP Covid-19 Watch).

Российскими экспертами были подготовлены материалы по проекту «Поддержка совместного производства знаний наукой и бизнесом для устойчивого, стабильного и инклюзивного будущего», представлена концептуальная рамка исследования, а также кейс России по созданию совместных лабораторий университетов и крупнейших российских компаний.

Семинар «Статистический мониторинг и анализ развития науки, технологий и инноваций в условиях кризиса»

15–16 июня 2020 г. Группа национальных экспертов по индикаторам науки и технологий (NESTI) ОЭСР провела онлайн семинар «Статистический мониторинг и анализ развития науки, технологий и инноваций в условиях кризиса». Пандемия коронавируса стала новым источником неопределенности, в том числе и для оперативного обновления статистических данных о развитии НТИ в странах ОЭСР. Кризис затруднил работу национальных статистических служб по сбору и обработке информации от организаций и физических лиц, а также оперативный обмен данными на международном уровне. Одновременно под воздействием пандемии COVID-19 в общественно-политическом дискурсе по-новому зазвучала вся проблематика НТИ. Успешное парирование текущих вызовов в значительной степени зависит от возможностей генерации и применения новых знаний, а прорывные инновации становятся новым экономическим императивом. В этом контексте обсуждались вопросы, имеющие критическое значение как для лиц, принимающих решения, так и для общества в целом.

Среди них:

  • определение потребностей в статистических данных о сфере НТИ в контексте текущих изменений в политике стран ОЭСР;
  • обмен опытом между странами по преодолению кризиса COVID-19 и определение задач по адаптации статистической методологии к новым условиям;
  • примеры инициатив стран ОЭСР и других организаций и экспертов по анализу текущего состояния национальных инновационных систем и сферы НТИ.

Российские эксперты приняли участие в семинаре, рассказали о действующей в стране практике и конкретных решениях в области поддержки НТИ, согласовали план действий по обмену статистическими данными о развитии сферы до конца текущего года.

КОММЕНТАРИЙ

В условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, быстрое восстановление экономики в высокой степени зависит от разработки и внедрения новых технологических решений и инноваций практически во всех пострадавших отраслях. Необходимость массового предложения таких решений является вызовом для научно-технологической и инновационной политики государств.

В ведущих зарубежных странах трансформация этой политики идет с беспрецедентной скоростью. Акцент сделан на целевой адресной поддержке исследователей, университетов, научных лабораторий; организации «быстрых» конкурсов на исследования, связанные с противодействием COVID; широком использовании и обмене открытыми научными данными; развитии международной кооперации; акселерации стартапов и поддержке инновационного бизнеса.

В России также приняты серьезные меры по борьбе с пандемией и ее последствиями. Выделены дополнительные средства на разработку средств и методов выявления, профилактики, диагностики, экспресс-тестирования и лечения инфекции. Ускорены процедуры регистрации медицинских изделий и лекарственных препаратов. Созданием вакцины и других антивирусных средств занимаются ведущие научно-образовательные центры и инновационные компании при поддержке институтов развития.

Предоставлены беспрецедентные льготы компаниям ИТ-отрасли, которые должны стать стимулом для ускоренного развития данного сектора. Принят ряд отраслевых стратегических документов в сфере энергетики, обрабатывающей промышленности, инжиниринга и промышленного дизайна. Продолжается реализация мероприятий национального проекта «Наука».

На состоявшемся 13 июля заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам принято решение о переходе к долгосрочному формату целеполагания на государственном уровне и закреплении целей национального развития на период до 2030 года. В числе обозначенных Президентом РФ задач, вошедших в новый Указ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», — «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования». При этом национальные проекты будут подлежать пересмотру с ориентиром на получение общественно значимых результатов.

Информационный бюллетень подготовлен в рамках Государственного контракта № 13.563.11.0070 от 17.07.2020 г. по теме «Экспертно-аналитическая поддержка взаимодействия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)».

ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

ИСТОЧНИКИ:

официальные сайты Президента РФ, Правительства РФ, Минпромторга России, Минфина России, РФПИ, РФФИ, Группы компаний «ХимРар», РАН, Фонда «Сколково», ОЭСР, зарубежных стран.

АВТОРЫ:

Татьяна Кузнецова, Михаил Гершман, Виталий Дементьев, Галина Китова, Константин Вишневский, Константин Фурсов, Елена Сабельникова, Станислав Заиченко, Сергей Бредихин, Софья Приворотская, Елена Гутарук.

В подборе информации участвовали: Яна Попова, Елизавета Симохина, Анастасия Рыхлик, Роман Щербаков, Людмила Мешкова, Юлия Долгополова.

КОНТАКТЫ:

Центр научно-технической, инновационной и информационной политики  e-mail: stipolicy@hse.ru

Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями e-mail: globalcentre@hse.ru


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.