• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Версия для печати

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает мониторинг государственной политики в сфере цифровой экономики. Во второй выпуск вошли наиболее значимые решения в этой области, нацеленные на борьбу с пандемией коронавирусной инфекции и восстановление экономики, принятые Правительством РФ, инициативы отдельных организаций и опыт ведущих стран.

ПЕРИОД МОНИТОРИНГА: май—июнь 2020 года.

Россия

Экономику восстановят через цифру

10 июня 2020 г. Президент РФ провел совещание по вопросам развития ИКТ и связи, отметив высокую значимость отрасли ИТ в условиях вынужденных ограничений, связанных с эпидемией, когда многие предприятия, образовательные и другие организации перешли на удалённый режим работы. Он поручил Правительству РФ подготовить комплексный план поддержки ИТ-отрасли, направленный на создание конкурентных в России условий для работы ИТ-специалистов и бизнеса, предварительно включающий: обнуление НДС для компаний, ПО которых входит в реестр отечественного софта; снижение налога на прибыль с 20 до 12% или до 10% по решению регионов; продление льготного режима уплаты страховых взносов (14%); упрощение ввоза радиоэлектронных средств; приостановку требований «закона Яровой» по ежегодному увеличению емкости хранения абонентов на 15%; ускоренное внедрение виртуальных сим-карт; дистанционное заключение договоров; субсидирование 50% расходов на разработку новых продуктов; запуск федерального проекта по развитию искусственного интеллекта; импортозамещение ПО и оборудования в рамках госзаказа и др.

Некоторая часть этих мер уже отражена в общенациональном плане действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, который Правительство РФ представило в начале июня. План включает порядка 500 мер, из которых 112 затрагивают тематику цифровизации и внедрения ИТ-технологий, в частности 45 финансовых и 67 нормативно-регуляторных мер. Расходы бюджета на реализацию мер в части «цифры» составляют в 2020 и 2021 гг. — 79,8 и 256,2 млрд руб. соответственно. При этом половина (56) «цифровых» мер направлена на ускорение технологического развития на основе цифровизации — 51,5 / 218,8 млрд руб.

Национальную программу «Цифровая экономика» уточнят

Минкомсвязь России подготовила пакет изменений в национальную программу. Так, по состоянию на конец мая изменения коснулись одной из трех целей и пяти из восьми ключевых показателей, три показателя исключены. Также уточнен состав задач, обеспечивающих достижение целей ее реализа-ции. Акценты сделаны на увеличении внутренних затрат на развитие цифровой экономики, создании современной и безопасной ИТ-инфраструктуры и переходе на отечественное ПО.

Масштабы изменения целевых показателей федеральных проектов:

  1. Значительные (более 50% показателей уточнены или исключены): Информационная инфраструктура; Цифровые технологии; Информационная безопасность; Цифровое государственное управление.
  2. Незначительные (менее 25%): Кадры для цифровой экономики.
  3. Без изменений: Нормативное регулирование цифровой среды.

В цифровом облаке сформируют единую базу данных о жителях страны

Нацпрограммой «Цифровая экономика РФ» до конца 2024 г. предусмотрен перевод госинформресурсов в Государственную единую облачную платформу (ГЕОП). Всего на эти цели планируется потратить 47,6 млрд руб., из них 6,5 млрд руб. — бюджетные средства. Участие в создании ГЕОП заявили Сбербанк, ВТБ, «Ростелеком» и «Почта России». Объем рынка услуг в рамках платформы оценивается в более 20 млрд руб. в год.

В первую очередь в рамках ГЕОП будет создан единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении страны. Соответствующий Федеральный закон № 168-ФЗ Государственная Дума приняла 8 июня. Оператором регистра выступит ФНС, которая будет вести централизованную базу данных о россиянах, а также об иностранцах и апатридах, которые признаны беженцами, временно или постоянно проживают в РФ либо работают в ней.

В новый информресурс, в частности, включаются следующие сведения о физлицах: ФИО, дата и место рождения и смерти, гражданство и семейное положение; реквизиты паспорта и документов об образовании, квалификации, ученой степени и ученом звании; данные о постановке на налоговый и воинский учет, в службе занятости, о регистрации в системах обязательного страхования; учетная запись на Едином портале госуслуг.

Электронные паспорта протестируют

Минкомсвязь России предложила с 1 июля 2020 по 31 декабря 2021 гг. провести эксперимент по созданию электронных паспортов. Инициатива предусматривает установку на смартфон пользователя приложения «Мобильный идентификатор», содержащий особый QR-код, заменяющий паспорт гражданина. Для активации приложения необходимо обратиться с заявлением в МФЦ, предоставив паспорт и согласие на обработку данных.

Новый электронный паспорт позволит решать многие вопросы в удаленном режиме, например, с помощью QR-кода можно осуществить покупку железнодорожных и авиабилетов, заключить трудовые договора, подтвердить свой возраст при покупке алкогольной и табачной продукции, проходить регистрацию ИП и многое другое.

За электронными покупками через «Госуслуги»

Минкомсвязь России предложила подключить к порталу «Госуслуги» ряд крупных российских сервисов с многомиллионной аудиторией пользователей (в т.ч. «Авто.ру», ЦИАН и «Авито»). Как ожидается, использование Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) позволит снизить уро-вень мошенничества на площадках агрегаторов товаров и услуг.

Эксперимент планируется провести на добровольной основе с 1 июля 2020 г. Для компаний участие в эксперименте бесплатное, но им придется доработать свои собственные системы для интеграции с порталом госуслуг, чтобы за каждым аккаунтом стоял реальный авторизованный пользователь.

Регуляторные песочницы отпилотируют

12 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект о регуляторных песочницах, разработанный в рамках федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды». Проектом закона предлагается наделить субъекты РФ правом устанавливать экспериментальные правовые режимы для снятия барьеров по запуску инновационных проектов, разработке и внедрению продуктов и услуг на базе цифровых технологий. Выделено восемь приоритетных сфер приложения цифровых продуктов и услуг: медицинская и фармацевтическая деятельность, транспорт (включая беспилотный), электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, финансовый рынок, дистанционная торговля, строительство, госуслуги и госконтроль (надзор), промышленность. Специальные режимы предполагается «обкатать» на пилотных регионах с участием институтов развития, в т.ч. Фонда «Сколково». В сфере финансовых технологий предлагается наделить полномочиями по установлению экспериментальных правовых режимов Банк России.

Гранты на сервисы по обеспечению социальной дистанции

Правительство РФ в 2020 г. выделит 1 млрд руб. в форме грантов на разработку приложений по переводу услуг в электронный вид, в т.ч. для обеспечения социальной дистанции. Мера включена в план восстановления экономики и предусматривает поддержку разработчиков ИТ-решений через субсидирование спроса и институты развития (Фонд «Сколково», Российская венчурная компания (РВК), Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере). Планируется отобрать около 300 проектов на разных стадиях жизненного цикла по следующим направлениям: поддержка удаленной работы, учебы и досуга, рекомендательные и коммуникативные сервисы, телемедицина и др.

Мировой опыт

Сохранение роли цифровых технологий после выхода из карантина

Многие страны начали выходить из карантина уже в конце апреля — начале мая, что позволяет учитывать опыт этих стран, исходя из первых достигнутых результатов. Сейчас уже понятно, что в по-вседневную жизнь войдут многие нововведения, появившиеся в период пандемии.

1. Бум медицинских технологий и CovidTech

За несколько месяцев пандемии сформировалось, по сути, новое направление применения цифро-вых технологий — CovidTech. Уже более 1000 инициатив в этой области представлены на глобальной карте инноваций StartupBlink. Интерес инновационных компаний к этой тематике связан прежде всего с широкой финансовой поддержкой частных, государственных и международных фондов и программ, ориентированных на поиск средств борьбы с коронавирусом (в т.ч. в США, Великобритании, Австрии, Канаде и др.).

2. Гибкие схемы занятости

Ведущие компании по всему миру переводят сотрудников на удаленную работу до конца года и задумываются о сохранении этой практики на постоянной основе (например, Amazon, Facebook, Google, Microsoft). Аналогичные примеры появляются и среди государственных органов — так, министерство транспорта Канады планирует перейти к дистанционной занятости как основной модели трудоустройства своих сотрудников. В обозримом будущем режим дистанционной занятости сохранится для большинства из 6000 работников ведомства.

3. Электронная торговля вместо торговых центров

Опросы потребителей в разных странах показывают сохранение более высокой доли онлайн-продаж даже после карантина, что связано как с изменением моделей потребления (формирование привычки к онлайн-покупкам), так и с избеганием людных мест. В Китае оффлайн-покупки сохраняются на уровне 79% от докризисного уровня, в то время как активность онлайн-торговли на 15% превышает аналогичные показатели до карантина.

4. Новое понимание безопасной среды

В активной фазе пандемии системы отслеживания и контроля перемещений стали одним из ключевых инструментов борьбы с ростом заболеваемости. Использование технологий такого типа после снятия карантина вызывает ряд вопросов в области этики и конфиденциальности данных. В то же время опасения из-за возможности возникновения второй волны коронавируса заставляют задумываться о новых форматах обеспечения безопасности для здоровья граждан. В Китае уже есть примеры трансформации приложений для отслеживания и диагностики COVID-19 в сервисы ведения медицинского профиля граждан. Планы по восстановлению экономики На пике пандемии антикризисные меры были нацелены в первую очередь на поддержку наиболее пострадавших субъектов бизнеса и групп населения. По мере спада остроты ситуации большинство стран фокусируются на восстановлении экономического роста и формировании системы стабильного функционирования. Ведущие глобальные игроки разрабатывают масштабные планы финансовой поддержки с акцентом на дальнейшее развитие цифровых технологий.

Китай

  • В конце мая начата реализация плана по развитию ключевых технологий, согласно которому в течение шести лет планируется инвестировать около 1,4 трлн долл. США.
  • Субъекты поддержки: городские муниципалитеты и крупнейшие частные компании (Huawei Technologies Co, Alibaba и др.).
  • Технологические приоритеты: искусственный интеллект, беспилотные автомобили и сети 5G.
  • В 2020 г. планируется дополнительно вложить 564 млрд долл. в инфраструктурные техноло-гические проекты для реализации стимулирующих мер фискальной политики.

Германия

  • В июне принята программа экономической помощи для выхода из кризиса после пандемии COVID-19 объемом 50 млрд евро.
  • Направления финансирования цифровых проектов: безопасность (10 млрд евро), здравоохранение, включая системы реагирования на эпидемии, телемедицину и медицинскую робототехнику (7 млрд евро), дистанционное обучение и сокращение цифрового неравенства (4 млрд евро).
  • Технологические приоритеты: искусственный интеллект (5 млрд евро), квантовые технологии (2 млрд евро) и сети 5G (5 млрд евро).

США

  • Программа восстановления экономики CARES Act на сумму порядка 2 трлн долл.
  • Направления финансирования цифровых проектов: модернизация системы здравоохранения и развитие телемедицины (200 млрд долл.), обеспечение дистанционного обучения в школах (16 млрд долл.).
  • Региональные практики: в штате Калифорния на онлайн-образование направлены средства Фонда преодоления цифрового неравенства на сумму 8 млн долл.

Великобритания

  • Новый пакет финансовой помощи для поддержки инновационных компаний на общую сумму в 1,25 млрд фунтов стерлингов.
  • Стимулирование распространения цифровых технологий на региональном уровне: в Западной Англии был создан Цифровой инновационный фонд объемом 1 млн фунтов стерлингов для финансирования цифровых решений малого и среднего бизнеса.

КОММЕНТАРИЙ

Страны-лидеры направляют на восстановление экономики значительные средства с целью стимули-ровать спрос и сгладить падение в наиболее пострадавших отраслях. Структура государственных инвестиций отражает новые реалии, с которыми столкнулся мир после пандемии. Существенную поддержку получат технологические направления, доказавшие свою эффективность во время коронакризиса.

Расширяется финансирование искусственного интеллекта, получившего широкое применение в борьбе с пандемией — от прогнозирования распространения вируса и анализа контактов до выявления наиболее эффективных лекарств и вакцин. Активный переход на дистанционные модели предоставления услуг стимулировал введение дополнительных мер поддержки и снятия ряда административных барьеров в области беспроводной связи, в первую очередь сетей 5G. Драйвером восстановления глобальной экономики станет также активный рост инновационных медицинских технологий, развивающихся за счет поддержки государственных и частных фондов. В России также предпринят ряд мер по восстановлению экономики после пандемии коронавирусной инфекции и необходимых карантинных мероприятий — сформирован общенациональный план действий, намечены контуры поддержки секторов экономики, в т.ч. ИТ-отрасли, внедряется механизм регуляторных песочниц, развивается электронная платформа для взаимодействия государства и граждан.

Важным условием развития цифровой экономики в России, помимо стимулирования спроса на цифровые решения, является формирование зрелого сектора технологического предложения отечественных разработок. Однако при решении задач импортозамещения ПО и оборудования важно соблюсти баланс между безопасностью (сохранностью персональных данных) и функциональностью. Особое значение это приобретает при формировании единой базы данных о жителях и создании электронных паспортов.

Источники: официальные сайты Правительства РФ, Минкомсвязи России, ОЭСР, ВЭФ, Европейской комиссии, Федеральной комиссии по связи США и др.

Выпуск подготовили: Константин Вишневский, Виталий Дементьев, Софья Приворотская

 

ПРЕДЫДУЩИЙ ВЫПУСК МОНИТОРИНГА

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.