• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Статистический пазл» о непрерывном образовании пока не складывается

Как показала прошедшая 13 ноября в НИТУ «МИСиС» Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития непрерывного образования: проблемы и пути решения», в количественном описании этой сферы заметны лакуны. На часть из них обратили внимание специалисты Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ Наталья Ковалева и Динара Бородина.

Название конференции ориентировало на то, что с подачи ее организатора (Минобрнауки России) участники будут обсуждать вопросы развития непрерывного образования. На деле большинство выступающих говорили об одном важном, но достаточном узком сегменте образовательного рынка — дополнительном профессиональном образовании (ДПО). В статистическом описании непрерывного образования данный сегмент является, пожалуй, одним из ключевых, однако отнюдь не поглощает все формы и способы получения знаний и навыков, в том числе взрослыми гражданами, в рамках формального, неформального и информального образования.

Статистика непрерывного образования должна описывать всю образовательную деятельность, которой человек занимается в течение жизни, подчеркнула в своем выступлении Наталья Ковалева. Именно в такой трактовке недавно принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет в ст. 10 п. 2 непрерывное образование — как всю образовательную деятельность, которую человек осуществляет в течение всей жизни с целью совершенствования знаний, навыков и способностей (слова «в течение всей жизни» здесь ключевые).

Относительно ДПО в экспертном сообществе также нет полной ясности, отметила Наталья Ковалева. Так, в госпрограмме «Развитие образования» на 2013—2020 годы используется показатель «удельный вес занятого населения, прошедшего повышение квалификации и переподготовку в возрасте 25–64 лет, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы»; в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года — говорится о «доле населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в числе опрошенных в возрасте от 25 до 64 лет»; а в Указе Президента Российской Федерации № 599 «О мерах по реализации государственной политики в мероприятиях по реализации государственной социальной политики» фигурирует «доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы». При этом очевидно, что сюжет один и тот же.

Принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» заостряет вопрос о необходимости актуализировать содержание указанных терминов, сказала Наталья Ковалева. Единство формулировок обеспечит не только прозрачность и четкость понимания сути вопроса, но и корректность соответствующих количественных плановых оценок, в частности их адекватное унифицированное статистическое отображение. Пока же, по ее словам, количественное измерение как непрерывного образования в целом, так и блока ДПО крайне фрагментарно и не дает сколько-нибудь целостной количественной оценки состояния и, тем более, тенденций развития. Статистический «пазл» не складывается, несмотря на то, что проводится несколько статистических обследований, в которых поднимаются вопросы повышения квалификации работников разных специальностей, и данных собрано, вроде бы, много.

Минобрнауки России проблему осознает и реализует принципиально новый подход к федеральному статистическому наблюдению в сфере образования. Наталья Ковалева показала в своем докладе, как он претворяется на практике, проанализировав некоторые попытки представить систему ДПО не как самостоятельный фрагмент, а как составную часть непрерывного образования.

По ее оценке, программы и виды образовательной деятельности, ориентированные на получение знаний и навыков взрослыми гражданами, пока остаются за рамками статистики деятельности образовательных организаций. Немного улучшит информационное обеспечение на данном сегменте образовательного рынка, полагает эксперт, запланированное на 2014 год внедрение актуализированной версии статистической Формы № 1 ПК «Сведения о дополнительном профессиональном образовании специалистов». Тем не менее это мера временная, «косметическая», поскольку содержание данной формы не вписывается в унифицированную систему образовательной статистики.

Более-менее целостная картина того, насколько взрослое население охвачено различными формами непрерывного образования, сложится через пару лет, когда требуемые данные будут получены после включения данной проблематики в Обследование населения по проблемам занятости. Важно, подчеркнула Наталья Ковалева, что эти результаты будут сопоставимы в международном контексте, тогда как сейчас в этих целях эксперты полагаются лишь на результаты массовых опросов населения, в том числе реализуемых в НИУ ВШЭ. Эти количественные измерения, безусловно, дают полезные сведения, но в силу ограниченности выборки недостаточно представительные.

Качественная составляющая характеристики непрерывного образования выглядит значительно лучше, отметила эксперт. В обследованиях мониторинга экономики образования, который проводится НИУ ВШЭ уже более десяти лет, вопросы по данной теме включены в анкеты для нескольких выборок — домохозяйств, руководителей предприятий, руководителей, преподавателей и студентов учреждений профессионального образования. В 2012—2013 гг. объектом наблюдения стало непосредственно дополнительное образование взрослых, в первую очередь, профессиональное: опрошены руководители учреждений, работающих на этом рынке, и слушатели. Оно, в частности, показало, что рынок ДПО в России имеет большие перспективы развития, потребность в переподготовке и повышении квалификации работников, в зависимости от направлений, удовлетворена лишь на 10-20 процентов. Один лишь этот вектор дает представление о крайней востребованности непрерывного образования в целом и необходимости его точного измерения.

Подготовила Динара Бородина