• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бюллетень «Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2013 года»

В рассматриваемом периоде наблюдается затухание позитивных тенденций развития сферы услуг, констатируют эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ в новом бюллетене.


Свидетельствует об этом как динамика основных показателей деятельности организаций сферы услуг, так и траектория результирующего индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности.

Так, балансы предпринимательских оценок изменения спроса на услуги и физического объема бизнеса снизились до нулевой отметки, соответственно, о каком-либо улучшении этих ключевых индикаторов деловой активности говорить не приходится. Динамика численности занятых, прибыли и собственной конкурентной позиции организаций осталась на нисходящем тренде.

Примечательно, что такая вялая активность наблюдалась в квартале, который захватывает два летних месяца (пиковый сезон для многих сегментов сервисной сферы) и является периодом достаточно благоприятной рыночной конъюнктуры в сфере услуг. Таким образом, даже с учетом ярко выраженного сезонного профиля показателей деятельности многих обследованных организаций, можно говорить о появлении явных признаков перехода этого сектора экономики к стагнационному сценарию развития. Видимо, во второй половине текущего года общий фон охлаждения экономики распространился и на сферу услуг, которая, как правило, реагирует на изменение ситуации в реальном секторе с большим лагом.

Прогнозы на IV квартал 2013 г. достаточно позитивны, однако положительные значения балансов оценок ожидаемого изменения всех ключевых производственных и финансовых показателей отнюдь не гарантируют реального улучшения делового климата. Точность предпринимательских прогнозов весьма ограничена, и оптимизм респондентов практически никогда не оправдывается в полной мере. С учетом предстоящего зимнего спада активности траектория основных показателей деятельности в конце 2013 г. и, тем более, в начале 2014 г., скорее всего, уйдет в зону отрицательных значений.

Несмотря на отсутствие позитивной динамики большинства показателей деятельности сервисных организаций, ключевой композитный индикатор исследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — составил +6%. Положительное значение индикатора свидетельствует об относительно благоприятном, особенно по сравнению с реальным сектором экономики, деловом климате в сфере услуг. Однако ИПУ не только снизился на 3 п. п. по сравнению с предыдущим кварталом, но и был заметно (на 4 п. п.) ниже своего значения в III квартале 2012 г. В нисходящей траектории индикатора сыграли роль не только сезонные факторы, но и общий понижательный тренд развития этого сегмента экономики.

Среди основных проблем развития бизнеса в сфере услуг — финансовые ограничения (недостаток средств и налоговый прессинг) и дефицит спроса. Значительное негативное влияние каждого из указанных факторов ежеквартально отмечают более трети предпринимателей. Также обращает на себя внимание рост числа респондентов, считающих существенной помехой в деятельности организаций излишнюю отчетную нагрузку и недостаток квалифицированного персонала.

Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2013 года