• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Кадры для реиндустриализации

Запрос на подготовку менеджеров сокращается, в противовес растущему интересу к инженерному труду. Вопросы его регуляции — в центре внимания целого ряда правительственных решений последнего времени. Все чаще обращаются к изучению кадров для производственного сектора и исследователи. Эту смену акцентов можно было проследить во многих докладах на международной конференции в Цюрихе, в которой участвовала Наталья Шматко, заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ.

Развитие инжиниринга и усиление подготовки кадров для этого сектора обычно связывают с политикой реиндустриализации и даже наступлением «новой индустриальной революции». См. статью Леонида Гохберга и Дирка Майснера в журнале Nature.

На конференции «Достижения в области социальных наук, управления и поведения человека» (International Conference on Advances in Social Science, Management and Human Behaviour — SMHB), которая была организована совместно Американским Институтом исследований инженеров и докторов (Institute of Research Engineers and Doctors — IRED) и Лондонским исследовательским издательством (London Research Press), было представлено порядка 90 выступлений по самым разным темам, относящимся к инженерии: IT и электронные коммуникации; механика и робототехника; гражданское строительство и окружающая среда; менеджмент трудовых ресурсов и поведенческие аспекты человека. Последняя тема рассматривалась в двух фокусах: инженерный подход к исследованию человеческого поведения и анализ поведения инженеров в процессе решения профессиональных задач.

Участники конференции
Участники конференции

Ключевым докладчиком был приглашен профессор, проректор Делфтского технического университета Нидерландов Питер Виринга (Peter Wieringa). Проанализировав основные мировые тренды в сфере высшего инженерного образования и представив видение его будущего развития, профессор Виринга отметил несколько тенденций роста в отношении: 1) спроса в промышленности на специалистов со степенью PhD, 2) интернационализации этой степени в связи с постоянным увеличением доли иностранных соискателей PhD во всех ведущих университетах. Особое значение не только в изучении вопросов инженерной подготовки, но и в отношении разработки мер научно-технологической политики, по его мнению, должен играть холистический подход. На практике это означает подготовку не просто инженерных кадров, но инженерных компетенций, взятых достаточно широко и учитывающих спрос на управленческие, коммуникативные и другие социальные навыки инженеров.

Анализ новых рабочих мест, появившихся в последнее десятилетие в промышленности, подтверждает заметную смену характера занятости квалифицированных работников и необходимость формирования у инженеров и техников широкого круга общих или социальных навыков. О том, что теперь во главу угла ставится не рабочая сила как таковая, а владение технологиями разного плана, говорили эксперты из Великобритании — Кьян Уонг (Qian Wang), Индии — Акилеш Барве (Akhilesh Barve), Малайзии — Нассер Ахмед Хабтур (Nasser Ahmed Habtoor), Пакистана — Найматулла Шах (Naimatullah Shah), Португалии — Мигель Валерио (Miguel Valerio), России — Наталья Шматко, Чехии — Томас Мачек (Tomas Mačak). Это обстоятельство следует непременно учитывать в образовательных программах университетов (в первую очередь высшего профессионального, а также дополнительного образования) и стратегиях подготовки персонала.

В докладе «Какие инженерные компетенции нужны инновационным рынкам» Наталья Шматко представила итоги обследований российских научно-технических кадров, реализованных в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ 2011—2012 годах. В частности, она обратила внимание на структурные несоответствия спроса и предложения на инженерный труд в современной российской экономике, подчеркнула шаткое положение специалистов, владеющих навыками для работы в устаревших секторах, и растущий спрос на их переподготовку и дополнительное обучение. Перечислив наиболее востребованные навыки высококвалифицированных инженеров (кандидатов и докторов технических наук), эксперт рекомендовала более решительно переориентировать систему кадровой подготовки: приблизить ее к современному высокотехнологическому рынку труда и усилить прикладную составляющую в образовательных программах.

Подготовила Наталья Шматко