Юха Каскинен о прошлом, настоящем и будущем
Директор Финского центра исследований будущего Университета Турку, доктор Юха Каскинен выбрал ИСИЭЗ для своей стажировки в рамках проекта «Международная академия Форсайта». Это первый в мире консорциум, объединяющий ведущие центры Форсайт-исследований из Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Финский гость дал интервью для портала НИУ ВШЭ.
Юха Каскинен: «Как футурист, я должен понимать историю» |
— На личном уровне, основная проблема — это язык. Однозначно, было бы легче, если бы я умел говорить по-русски. Или если бы коллеги из ВШЭ говорили по-фински. Но, наверное, хочу слишком многого. А если серьезно, то в ИСИЭЗ со всеми можно, и в целом неплохо, объясниться по-английски, даже в тех немногочисленных случаях, когда хотелось бы перейти на русский.
Из общих сложностей — «стандартные» для интернациональных проектов проблемы. Например, выстраивание партнерства иногда сдерживает необходимость обеспечивать финансирование. Сотрудники организаций, ведущих прикладные исследования, всегда вовлечены в массу проектов либо заняты подачей заявок на новые. И бывает сложно выделить время для налаживания контактов и поддержания связей, совместных проектов, написания статей и тому подобного. Но все решаемо — надо только попытаться найти выход.
— Какие, по-вашему, существуют различия между школами футурологии? Серьезным прогнозированием и blue-sky thinking? Как оцениваете уровень исследований будущего, которые ведутся в Москве?
— Думаю, в прогнозных исследованиях и Форсайте (термин футурология в нашей среде не используется) различия обнаруживаются на уровне подходов, а не школ. Например, в корпоративном Форсайте главное — это разработка альтернативных вариантов будущего развития компании (-ий) и оптимизация стратегического планирования и принятия решений. В исследованиях будущего фокусом могут быть и вопросы эпистемологии и онтологии, или же разработка методов прогнозирования. Форсайт, собственно, ориентирован на планирование и принятие решений; а исследования будущего — это более общая область поиска знаний о грядущем. Но, кстати, различия, о которых мы говорим, стали размываться, после того как многие мои коллеги (и я в том числе) начали изучать эту область с опорой на количественные и качественные методы.
То, что вы определили как blue-sky thinking, принимающее подчас характер безудержного фантазирования, безусловно, относится к практике прогнозирования. Ведь мы не предсказываем будущее, мы намечаем его возможные варианты. Без «визионерства» не построить желаемое будущее.
— Как вдохновляете ваших студентов? На какой метод опираетесь в преподавательской деятельности?
— Мы используем достаточно много обучающих методов. Образование в наши дни более проблемно-ориентированное, строится на реальных кейсах и все более переходит в режим онлайн. Мы делаем ставку на групповую работу и выполнение заданий. Лекций становится явно меньше, основной процесс обучения происходит за пределами аудитории. Наш центр этому тренду следует и, хотелось бы думать, отчасти его задает. Мы стремимся создать для наших студентов интересную учебную среду, предлагая им сложные задачи, работу в международных группах, а также, надеюсь, вдохновляющее социальное и культурное окружение.
— Ваши любимые места в Москве? Как проводите свободное время?
— Ну, все будни в работе. В выходные стараюсь изучить главные достопримечательности Москвы, но какая любимая — сказать пока не могу. Как футурист, я должен понимать историю. А в Москве любителю истории есть на что посмотреть.
Беседовала Анна Черняховская, главный редактор английской версии портала НИУ ВШЭ