• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Региональные различия в системе дошкольного образования страны

ИСИЭЗ в 2013 году продолжил сотрудничество с НИТУ «МИСиС», вновь приняв участие в выполнении задания  Минобрнауки России по оценке показателей эффективности систем  образования в субъектах РФ. На состоявшемся 1 ноября в партнерском вузе межрегиональном семинаре-совещании специалисты ИСИЭЗ Наталья Ковалева и Вера Кузнецова представили результаты двухлетней совместной работы, характеризующие состояние материально-технической базы дошкольного образования в России в 2010–2012 гг.

Рейтингование по показателям развития образования проводилось по наиболее значимым составляющим образовательной деятельности, которые имеет смысл сравнивать в региональном разрезе, и которые возможно оценить количественными методами. Для расчета рейтингов были отобраны непротиворечивые показатели, числовые значения которых (данные федерального статистического наблюдения за 2010–2012 гг.) были тщательно выверены.

Справка: Под рейтингом подразумевается система упорядочения в виде перечня любых объектов на основе значений количественных показателей (рейтинговых оценок).

На семинаре был представлен всего один сюжет этого исследования — рейтинг субъектов РФ по состоянию материально-технической базы дошкольного образования за 2010–2012 гг. Его цель — дать комплексную сравнительную оценку наиболее важных статистических показателей, характеризующих материально-техническую базу дошкольного образования: уровень технического состояния зданий дошкольных образовательных учреждений, уровень их аварийности, степень комфортности пребывания в них детей.

Изменение соответствующих рейтинговых оценок за 2010–2012 гг. представлено на рисунке 1. В зоне А расположены регионы, которые имели достаточно высокие оценки и не утратили своих позиций; Б — регионы, достигшие прогресса в рейтинговой оценке; В — проблемные регионы; Г — регионы, которые утратили свои позиции в рейтинговой оценке. Заметна в целом положительная динамика рейтинговых оценок: она возросла в 2012 г. по сравнению с 2010 г. у 76 регионов и снизилась — у 7 регионов.

Рисунок 1. Состояние материально-технической базы дошкольного образования: динамика рейтинговых оценок за 2010–2012 гг.

В зависимости от величины рейтинговой оценки регионы были распределены по четырем группам (таблица 1). Первая, в которую вошли субъекты РФ с высокими оценками, оказалась самой крупной (67 регионов). Следом расположились группа из 13 регионов со средней оценкой и группа из трех регионов с умеренной оценкой. Обращает на себя внимание отсутствие регионов с минимальной рейтинговой оценкой (четвертая группа), что, несомненно, можно назвать главной особенностью рейтинга 2012 года. Для сравнения: в 2011 году в ней было 3, а в 2010 году — 5 регионов.

Таблица 1. Состояние материально-технической базы дошкольного образования: группировка регионов по значению рейтинговой оценки

 

Группа по рейтинговой оценке

 

I (Высокая оценка)
0.8198<R<=Rmax

II (Средняя оценка) 0,6461<R<=0,8198

III (Умеренная оценка) 0,4725<=R<=0,6461

IV (Низкая оценка)
Rmin<=R< 0.4725

2010

Число регионов

44

26

8

5

Среднее значение

0.9000

0.7451

0.6381

0.2968

2011

Число регионов

58

19

3

3

Среднее значение

0.9193

0.7513

0.5967

0.3531

2012

Число регионов

67

13

3

Среднее значение

0.9292

0.7302

0.5495

Результаты рейтингования в привязке к федеральным округам свидетельствуют о том, что наиболее благоприятная ситуация в отношении материально-технической базы дошкольного образования зафиксирована в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах; все входящие в их состав регионы относились в 2012 году к первой группе. 

Северо-Кавказский федеральный округ, представленный преимущественно регионами из второй и третьей групп, остается проблемной зоной. Однако нельзя не отметить положительную динамику в улучшении состояния материально-технической базы учреждений дошкольного образования в регионах округа: по сравнению с 2010 годом возросли как минимальные значения рейтинговой оценки, так и максимальные (рисунок 2). Эта тенденция отмечается для большинства регионов.

Регионы из третьей группы входят в состав Дальневосточного федерального округа (Республика Саха (Якутия)) и упомянутого выше Северо-Кавказского федерального округа (Республики Дагестан и Ингушетия).

С точки зрения степени дифференциации регионов по состоянию материально-технической базы дошкольного образования в пределах федеральных округов выделяется Сибирский федеральный округ: в его состав входит регион-лидер (Омская область) и Республика Тыва — 80-е место в рейтинге.

Рисунок 2. Состояние материально-технической базы дошкольного образования: дифференциация рейтинговой оценки по федеральным округам: 2010–2012 гг.



Верхние строчки рейтинговой таблицы по показателям в 2012 году занимали Омская область, Республика Марий Эл, Тамбовская область, Самарская область, г. Санкт-Петербург, нижние — Забайкальский край, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Республика Дагестан, Республика Ингушетия.

Построенная система рейтингования, с опорой на которую можно анализировать положение того или иного субъекта Российской Федерации на фоне других регионов, значительно расширяет информационное поле разработки региональной образовательной политики и принятия управленческих решений для регулирования сферы образования.

Подготовила Вера Кузнецова