Рейтинговый бум в образовании
Последний в нынешнем году семинар Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования», состоявшийся 24 декабря 2013 года, был посвящен активно обсуждаемой в последнее время теме — рейтингам в системе образования. Эксперты ИСИЭЗ, где в течение многих лет ведутся исследования по созданию рейтингов и анализу использования их результатов, поделились своими наработками и опытом.
На странице семинара подробно перечислены вопросы, предложенные для обсуждения, и список участников состоявшейся дискуссии. Основные ее тезисы обозначены в заметке для портала НИУ ВШЭ.
Тематический охват проектов ИСИЭЗ в области формирования рейтингов субъектов Российской Федерации достаточно широкий: его сотрудники разрабатывают методологию и проводят расчеты рейтингов инновационного развития российских регионов, а также рейтингов по основным аспектам развития региональных систем образования.
Основным докладчиком от ИСИЭЗ на семинаре выступил Николай Шугаль, заместитель директора Центра статистики и мониторинга образования. В своем докладе он сосредоточился на системном подходе к формированию рейтингов, квалифицированном отборе сопоставимых индикаторов, надежности и достоверности исходных данных, обеспечении прозрачности и доступности методики и всей базовой информации. И прокомментировал вопросы повестки семинара.
Итак, почему сейчас в образовательной сфере наблюдается рейтинговый бум и зачем рейтинги нужны? Безусловно, это отражение конкуренции, борьбы за потребителя и ресурсы и т.п. Но, кроме этого, рейтинги являются одним из эффективных и прозрачных инструментов, дающих возможность комплексного анализа множества разнообразной и доступной информации об образовании.
Противопоставлять публикацию рейтингов и открытой исходной информации об этой сфере в принципе неправомерно. Открытой должна быть вся информация, которая используется при расчете любого рейтинга. На основании открытой высококачественной информации любой заинтересованный специалист может построить свой рейтинг, более точно отвечающий той конкретной задаче, которая стоит перед ним в данный момент. В ином случае результаты того или иного рейтинга могут вызывать — и совершенно правомерно — сомнение.
Есть вполне обоснованное беспокойство по поводу применения рейтинга. Бывает, что их используют для ликвидации организаций или увольнения руководителей, без должного анализа причин ситуации отставания от других. Однако это не проблема рейтинга как такового, а вопрос его квалифицированного использования и управленческой культуры. Есть и другая опасность: опубликованные и неаккуратно (порой, оскорбительно) прокомментированные в СМИ результаты рейтингования тех же школ могут отбить у детей всякую охоту учиться — они почувствуют себя людьми «второго сорта», если их школа окажется в нижних строчках рейтинга. Хотя задача рейтингования совсем другая — найти возможность что-то изменить в лучшую сторону.
Рейтинг — это инструмент анализа ситуации и соответствующих проблем, выявления причин их возникновения, оценки барьеров и рисков. Это и есть грань между пользой и вредом рейтингов. С этим сейчас согласны даже те, кто активно критиковал результаты рейтингования регионов России, представленные специалистами ВШЭ в 2007 году. После пятилетнего перерыва работа по формированию методики и проведению рейтингования субъектов РФ по показателям развития образования на основании данных федерального статистического наблюдения возобновилась в 2012—2013 гг. Востребованность результатов говорит о том, что вести ее следует на постоянной основе.
Подготовила Елена Нечаева