• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Десятая встреча участников экспертной сети INES — NESLI

14—15 октября в Таллинне в десятый раз собрались участники экспертной сети INES — NESLI, действующей при Организации экономического сотрудничества и развития. В этой встрече приняла участие директор Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ Наталья Ковалева.

Группа INES (Indicators of Education Systems — Индикаторы систем образования) разрабатывает оптимальные индикаторы, методологии их расчетов, а также собирает, систематизирует и анализирует данные, которые характеризуют те или иные аспекты функционирования образовательных систем в международном контексте.

Задачей сети NESLI (Network for the Collection and the Adjudication of System-Level Descriptive Information on Educational Structures, Policies and Practices) является сбор и согласование описательной системнойинформации о функционировании национальных и региональных систем образования, необходимой для их сопоставления и объяснения межстрановых различий в результатах образования. На эту информацию в своей работе опирается Комитет по образовательной политике (Education Policy Committee) ОЭСР.

Каждая из этих групп имеет собственную программу деятельности. Поскольку результаты их деятельности должны быть достоверны и непротиворечивы на методологическом уровне, они объединены в сеть.

Какие темы были в центре внимания экспертов ОЭСР?

Вопросы сопоставления заработков и рабочего времени преподавателей. Понятно, что и организация труда, и условия его оплаты имеют ярко выраженную национальную специфику. Именно поэтому важно определить общие для всех стран параметры сопоставлений и выработать квалифицированные методологические подходы. В этом году будет проведено пилотное обследование по этой теме с участием нескольких стран, а в 2014 году, после анализа результатов «пилота» и решения выявленных проблем будет проведено масштабное исследование. Решение об участии той или иной страны в такой работе принимают национальные органы управления образованием.

Индикаторы высшего образования. На встрече развернулась достаточно острая дискуссия о показателе спроса на высшее образование. Можно ли считать такой показатель, как соотношение количества поданных заявок и общего количества зачисленных на обучение и, особенно, в разрезе направлений обучения, реальным индикатором интереса молодых людей (показателем спроса) к получению высшего образования? Поскольку абитуриенты сейчас могут подавать документы на зачисление в несколько вузов, на несколько совершенно разных специальностей (в России допускается 5 опций, а в Германии выбор вообще не ограничен), при этом заявки можно подавать в электронной форме, отследить их общее число практически нереально. Надо сказать, что консенсус по данному вопросу достигнут не был. Пока.

Вопросы профессионального обучения. Это, прежде всего, подготовка квалифицированных рабочих кадров и работников обсуживающего сектора. С дефицитом таких работников сейчас сталкиваются практически все страны. А престиж этой категории образовательных программ и профессий везде существенно ниже, чем высшего образования. Коллеги обратили внимание на то, что в деятельности группы INES эта проблематика не находит должного места.

Несмотря на то, что Россия не всегда принимает участие в обследованиях международных организаций, тематика, соответствующая всем перечисленным вопросам, находится в поле зрения исследователей НИУ ВШЭ, в частности в рамках мониторинга экономики образования. Эксперты Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ обеспечивают информационную поддержку деятельности Минобрнауки России, а также занимаются поиском оптимальных индикаторов, описывающих отечественную систему образования. Поэтому крайне полезно изучение подходов и решений, выработанных зарубежными коллегами и международными организациями в части разработки методологии, проведения обследований, презентации результатов.

 Подготовила Наталья Ковалева