• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Международные стандарты для статистики образования

Проблемы адаптации отечественной статистической методологии к международным стандартам обсудили на конференции в Финансовом университете при Правительстве РФ, состоявшейся 2 декабря 2013 года. Как российской статистике образования стать прозрачнее для мира, прокомментировала директор Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ Наталья Ковалева.

Наряду с маститыми экспертами — представителями Росстата, научных организаций и ведущих вузов, в частности Высшей школы экономики и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики — на конференции выступали и студенты, представляя свои первые научные результаты.

Именно им, прежде всего, адресовала Наталья Ковалева свой доклад о ситуации, которая сложилась с информационным обеспечением сферы образования. Тем, кто делает начальные шаги в статистике и социологии, надо четко понимать возможности и ограничения соответствующих измерений. Эксперт охарактеризовала значение количественной — статистической — характеристики и рассказала о задачах, успехах и трудностях внедрения унифицированной системы статистического наблюдения в сфере образования. Также Наталья Ковалева обрисовала масштабы и содержательные возможности мониторинга экономики образования — уникального проекта, который более десяти лет ведет Высшая школа экономики. Статистика и мониторинг даже по отдельности представляют собой серьезные исследовательские ресурсы, а в случае их параллельного использования возникает мощный синергетический эффект, позволяющий выполнить не только серьезный анализ количественных характеристик различных сегментов образования, но и описать мотивации, поведение и стратегии их участников — потребителей и производителей образовательных услуг.

В международных сопоставлениях в сфере образования также все заметнее выход за «количественные» рамки. Возрастающее внимание уделяется качественным сопоставлениям, для чего на единой методологической основе проводятся обследования знаний школьников, компетенций взрослых и др. У нас в этом направлении ситуация складывается достаточно благополучно, отметила Наталья Ковалева, а вот соответствующем статистическом сегменте информационного поля молодые специалисты найдут для себя очень трудные, но и крайне интересные вопросы для решения в квалификационных работах любого уровня — бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов.

В части внедрения в отечественную практику международных стандартов статистики образования положение дел нельзя считать удовлетворительным. Особенно ярко это отражается в ежегодном докладе “Education at a Glance” («Взгляд на образование»), аккумулирующем информацию об образовании и представляющем ее анализ в глобальном контексте. В последнем его выпуске представлена крайне ограниченная и к тому же устаревшая информация о российском образовании. А что будет в следующем издании, не известно, посетовала Наталья Ковалева под впечатлением от сентябрьской встречи экспертов программы ОЭСР «Индикаторы систем образования» в Гданьске (Польша), собравшихся с целью уточнения методологий, регламента, показателей, на которых базируется оценка социального и экономического влияния образования на рынок труда, получающая отражение в ежегоднике ОЭСР “Education at a Glance”.

Позиционируя себя как участника международного образовательного пространства, Россия должна полностью соответствовать этому статусу и в информационном плане – участвовать в международных сопоставительных исследованиях, представлять данные в международные информационные системы, извлекать уроки из опыта других стран в целях совершенствования национальной системы образования и повышения конкурентоспособности российских образовательных программ.

Основная задача на сегодняшний день связана с картированием российской системы образования в соответствии с требованиями, заданными новой (на деле принятой еще в 2011 году!) Международной стандартной классификацией образования (МСКО). Именно такая карта станет основой для проведения международных сопоставлений в сфере образования с участием России (причем речь идет как о количественных, так и качественных характеристиках). Процесс этот несколько затянулся, поскольку упирается в обсуждение МСКО российскими и международными экспертами и согласование с Минобрнауки России и Росстатом. Следующий шаг (но теперь, в условиях острого дефицита времени, имеет смысл говорить о необходимости параллельной работы) заключается в формировании на основании рекомендаций, разработанных международными организациями, статистических данных об образовании. Эти сведения предстоит направлять в международные информационные системы, служащие источниками показателей, используемыми в международных сопоставлениях.

Председатель организационного комитета конференции, заведующий кафедрой статистики Финансового университета, профессор Виктор Салин поблагодарил Наталью Ковалеву за яркое выступление и преданность статистике образования.

Подготовила Ирина Забатурина