• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Услуги как источник роста в период спада

В сентябре 2013 года в Университете имени Поля Сезанна (Экс-Марсель III), одном из старейших и престижнейших вузов Франции, прошла XXIII Международная конференция Европейской ассоциации исследований в сфере услуг (RESER). Среди экспертов, рассматривавших возможности развития этой сферы в условиях неопределенного будущего, была профессор Марина Дорошенко, заведующая отделом аналитических исследований ИСИЭЗ.

Экономика стран Европы, переживающей сильнейшие последствия глобального финансового кризиса, нуждается в новых источниках роста. Как следовало из названия конференции "Finding Growth through Service Activities in Barren Times" (Услуги как источник роста в период спада), такой опорой многие экономисты считают сферу услуг. Возможности создания добавочной ценности за счет предоставления различных сервисов анализировали эксперты в области управления, экономисты, социологи, географы и др. Конференция носила междисциплинарный характер и привлекла исследователей из 29 государств, уверенно «отработав» и статус международной.

В формирующемся бизнес-ландшафте все чаще можно наблюдать, как реальный сектор смыкается с сектором услуг. Феномен, когда производство обрастает сервисами, сопровождающими основную деятельность промышленных компаний, получил название «сервитизация» (вариант «сервисизация»).

Дискуссии на конференции велись вокруг пяти ключевых тем:

  1. Работа в сфере услуг, кадровая политика и производительность.
  2. Переход от сервисных инноваций к сервис-доминирующим инновациям (Service-Dominant Logic).
  3. Новые услуги, сети сервисов и новые организации в сфере услуг.
  4. Интернационализация: новая передовая в развитии услуг?
  5. Сфера обслуживания и структурные преобразования экономики городов и регионов.

Городок Экс-ан-Прованс, в котором прошел форум, имеет богатую историю сервисной индустрии. Основанный римлянами в 123 году до нашей эры как центр термальных источников, он стал оживленным туристическим местом, а также политическим, судебным и образовательным центром. Он играет важную роль в традиции исследований услуг: именно здесь впервые во Франции (в 1982 году) стали готовить магистров в области управления услугами. Также местные ученые Эрик Ланжар и Пьер Элье разработали модель Servuction (акроним, от фр. service — услуга, обслуживание и production — производство; буквально означает «производство услуги»), подчеркивающую отличия процесса предоставления услуг от процесса производства товаров.

Связанные публикации:

Майлс Й. (2011) Сервисные инновации в XXI веке // Форсайт, т. 5, № 2, С. 4–15.

Университет Экс-Марсель 3 и ГУ-ВШЭ: взаимный интерес (портал НИУ ВШЭ, 25.02.2010)