ОЭСР предложила рецепт экономического роста России
Без структурных реформ устойчивый рост российской экономики вряд ли возможен, полагают в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Подготовленный ее экспертами обзор «Российская Федерация – 2013» был представлен 17 января 2014 года в НИУ ВШЭ на семинаре, организованном Центром ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ.
Текст Экономического обзора ОЭСР по Российской Федерации – 2013
Презентация и текст предыдущего Экономического обзора ОЭСР по Российской Федерации (декабрь 2011)
Рецепты ОЭСР по стимулированию экономики страны включают институциональные преобразования, улучшение делового климата, инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал.
«Я благодарен Высшей школе экономики за участие в подготовке доклада и за предоставление специалистов, которые поделились знаниями в различных областях, статистическими данными», — заявил, представляя обзор, руководитель отдела страновых экономических исследований Экономического директората ОЭСР Андреас Ворготтер.
Презентация обзора проводилась совместно ОЭСР, Минэкономразвития России и НИУ ВШЭ при информационно-координационной поддержке Центра ОЭСР-ВШЭ Института статистических исследований и экономики знаний.
В очередном, 9-м, Экономическом обзоре по России помимо традиционных вопросов, связанных с макроэкономической ситуацией, эффективностью инвестиционной политики и государственного управления, ОЭСР уделила внимание вопросам эффективности транспортной политики и развития транспортной инфраструктуры, эффективности инвестиций в человеческий капитал, использования инновационного и научно-технического потенциала, а также совершенствования политики занятости, пенсионного обеспечения, условий жизни людей.
Особый акцент эксперты ОЭСР делают на структурных барьерах, которые тормозят развитие, а также на реформах, которые могли бы эти барьеры снять. «Это главный вызов для России, — подчеркнул во время своего выступления в ВШЭ замминистра экономического развития Андрей Клепач. — Без проведения структурных реформ мы не можем преодолеть разрыв, который есть между нами и многими странами ОЭСР».
Войти в клуб развитых стран — одна из важных задач стоящих перед Россией, причем задача абсолютно новая, с которой, прежде нашей стране сталкиваться не приходилось, отметил в своем выступлении научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. По его словам, сейчас российское руководство определяет курс, от которого во многом будет зависеть, удастся ли нашей экономике выйти на траекторию устойчивого развития.
Поиск новых драйверов роста особенно важен сейчас, когда, по словам декана факультета экономики ВШЭ Олега Замулина, возможности восстановительного роста на базе существующих технологий и мощностей исчерпаны. «Сейчас мы подошли к той точке, когда вместо восстановительного роста мы выходим на траекторию полноценного экономического развития, — отметил эксперт. — Здесь оказалось, что ресурсов для этого у нас нет».
Обращая внимание на замедление роста российской экономики, авторы доклада, однако, отмечают неплохое состояние основных макроэкономических показателей. Бюджет вполне сбалансирован, уровень занятости и коэффициент использования производственных мощностей в экономике подошли к пиковым докризисным показателям. Безработица близка к рекордно низким значениям. Банковский сектор также стабилен, а его капитализация «находится на адекватном уровне». Введенное в декабре 2012 года бюджетное правило, ограничивающее использование нефтяных доходов, «способствует укреплению основ фискальной политики».
Государство тормозит экономическое развитие
Главным вызовом для российской экономики по-прежнему остается ее сырьевой характер, и, как следствие, высокая зависимость от мировых цен на природные ресурсы. Вдобавок российская экономика остается одной из самых энергоемких в мире. Если бы наша страна распоряжалась энергией так же эффективно, как государства ОЭСР, она бы смогла сэкономить до 30% потребляемой энергии, а заодно существенно снизить уровень преждевременной смертности, связанной с плохим качеством воздуха, показатель которой в России, как указано в Обзоре, является одним из самых высоких в мире.
Излишнее вмешательство государства в экономику тоже является серьезным тормозом, уверены эксперты ОЭСР. В финансовом секторе доминируют госбанки (на «Сбербанк» приходится почти половина вкладов физлиц и около трети банковских активов страны). Лишь четверть занятого населения в РФ работает в малых и средних предприятиях (в странах ОЭСР — в среднем 50%), что, по мнению авторов обзора, тоже говорит о доминировании крупных госпредприятий.
Только один из 50 россиян видит для себя потенциальную возможность стать предпринимателем, в то время как в Европе о собственном бизнесе думает каждый четвертый.
Административное давление и коррупция серьезно замедляют развитие малого и среднего бизнеса. В исследовании Института современного развития (ИНСОР), коррупция названа второй по значимости проблемой после ЖКХ (на третьем месте — плохие дороги). Только один из 50 россиян видит для себя потенциальную возможность стать предпринимателем, в то время как в Европе о собственном бизнесе думает каждый четвертый.
Наконец, высокий уровень межрегионального неравенства способствует общему неравенству в масштабах страны.
Рецепт экономического роста
Эксперты ОЭСР рекомендуют российским властям продолжить работу по трем направлениям: укрепить основы макроэкономической стабильности; создать прозрачную, благоприятную и предсказуемую среду для бизнеса; совершенствовать кадровую политику и политику в области инноваций.
«Если бы удалось одинаково успешно двигаться по всем этим направлениям, то удалось бы, на мой взгляд, добиться устойчивых темпов экономического роста уже в среднесрочной перспективе», — отметила в своем выступлении директор Института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова. Пока, отмечает эксперт, налицо успехи в основном в области макроэкономической стабильности. А вот вопрос инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал остается открытым. «Это требует достаточно сильной перестройки структуры расходов бюджетной системы, — говорит Акиндинова. — Пока мы этого не видим».
Чтобы создать прозрачные и предсказуемые условия для бизнеса, авторы доклада предлагают продолжить начатую антикоррупционную кампанию. И особенно увеличить прозрачность и подотчетность в госсекторе. Также ОЭСР рекомендует повысить независимость судов и продолжить снижение административных барьеров.
Отдельный раздел обзора посвящен развитию рынка труда и человеческого капитала. Низкий уровень безработицы сочетается с высокой «текучкой» кадров: начиная с 2000 г. место работы поменяли порядка 30% работников Высокая текучесть кадров, неформальная занятость и низкие зарплаты — все это снижает стимулы для инвестирования в человеческий капитал. Для исправления ситуации необходимо развитие системы непрерывного образования, а также формирование гармоничных трудовых отношений между работодателем и работником, развитие практики заключения коллективным трудовых соглашений, укреплять сотрудничество между образовательными учреждениями, бизнесом и профсоюзами, повышать общий объем расходов на образование. .
Впрочем, нужно вкладывать средства не только в людей, но и в строительство дорог, считают эксперты ОЭСР. Ведь транспортные проблемы в российских городах стали серьезным ограничением для экономического развития. По скорости дорожного движения в часы пик Москва сильно уступает другим мировым столицам, проблема пробок становится актуальной практически для всех крупных городов, влияя и на жизнь конкретных людей и экономики страны в целом. Неразвитая транспортная инфраструктура затрудняет привлечение инвестиций и перемещение рабочей силы.
В целом, повышение производительности труда и энергоэффективности должна стать основным двигателем дальнейшего роста российской экономики. Для этого необходимо продолжать широкомасштабную поддержку развития инноваций и внедрения новых технологий, завершить реформу сектора НИОКР, включая повышение доли конкурсного финансирования и оптимизацию работы государственных отраслевых научно-исследовательских учреждений.
Первый проректор, директор ИСИЭЗ Леонид Гохберг, в частности, подчеркнул, что за последний год произошли важные изменения в политике инноваций и науки, в том числе связанные с запуском госпрограмм, деятельностью институтов развития, технологических платформ, формированием новых инструментов инновационного лифта, изменениями в институциональной структуре научного сектора и его финансировании.
Директор департамента по инновационному развитию Минэкономразвития России Артем Шадрин добавил к этому содействие установлению кооперации в технологиях через развитие инновационных кластеров, и выразил уверенность, что Россия и далее будет активно участвовать в бенчмаркинге ОЭСР в области инновационной политики.
При этом неразвитая инфраструктура затрудняет привлечение инвестиций и перемещение рабочей силы.
Оригинал новости на портале НИУ ВШЭ. Автор: Влад Гринкевич, фото: Никита Бензорук