Мультидипломный курс
На недавнем Гайдаровском форуме Дмитрий Медведев наметил задачу: к 2015 году добиться увеличения доли работников среднего и старшего возрастов, прошедших переподготовку до 37%. Какие отрасли ближе всего к этой цели, видно по итогам обследования ИСИЭЗ работодателей и руководителей организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (ДПО).
«Динамика прогресса такова, что принцип "одна жизнь — один диплом" очень быстро устаревает. Практически невозможно себе представить, что, получив образование в 22 года, можно всю жизнь использовать навыки, обретенные на студенческой скамье», — считает Дмитрий Медведев. В России же работники, постоянно обновляющие свои профессиональные знания, пока находятся в меньшинстве, констатировал он. (ИТАР-ТАСС, 15.01.2014)
В рамках мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ при участии Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова с 2012 года сотрудники Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ проводили масштабное обследование рынка ДПО. Его цель заключалась в том, чтобы получить характеристику стратегий руководителей образовательных учреждений и организаций, реализующих программы дополнительного образования взрослых. Всего в опросе приняли участие руководители 200 организаций (государственных и негосударственных) из восьми федеральных округов РФ. Оценивались сами программы (направленные на развитие технических, социальных, организационных, информационных навыков), финансовая, ценовая и кадровая политика учреждения, конкурентная ситуация, а также слушатели. В опросе участвовали руководители:
- учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
- исследовательских организаций;
- корпоративных университетов;
- центров, сертифицирующих определенные навыки;
- предприятий, для которых обучение проводится в формате ознакомления с продукцией и является элементом их маркетинговой стратегии;
- крупных предприятий, предоставляющих обучение на производстве.
Как показывает Рис. 1, сфера деловых услуг и отрасль связи были лидерами по обучению персонала в течение всех лет проведения опросов. В 2012 г. затраты на обучение персонала практически во всех отраслях превысили докризисный уровень.
Рис. 1. Динамика затрат на обучение персонала по отраслям
Соотношение объема расходов на образование/обучение в расчете на одного занятого на предприятии по конкретной группе предприятий к среднему показателю по всем опрошенным предприятиям.
Обследование выявило, что по количеству образовательных организаций и программ ДПО, численности обучающихся и объему доходов в этом сегменте образования заметен уверенный рост.
Планы относительно доходов в 2013 году (Рис. 2) были вполне оптимистичными. Роста доходов ожидали 45% опрошенных; 13%, напротив, полагали, что они снизятся. Пятая часть руководителей считали, что объем доходов не изменится. Четверть опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.
Рис. 2. Динамика оценки ожидаемых доходов
Оценка руководителями образовательных учреждений и организаций динамики доходов от программ ДПО за период 2009–2012 гг. и их ожидания в отношении изменения доходов от программ ДПО в 2013 г. (%)
Все агенты рынка говорят о необходимости налаживания диалога между заказчиками (предприятиями, работниками) и производителями образовательных услуг (организациями, реализующими соответствующие программы).
Для обеспечения дальнейшего поступательного развития требуется серьезная поддержка этого сегмента рынка образования. Прежде всего, более прозрачной, а также более четкой и гибкой должны стать законодательная и нормативно-правовая база соответствующей деятельности.
В рамках мониторинга экономики образования (долгосрочный проект Минобрнауки России и НИУ ВШЭ) проводятся специальные опросы работодателей и руководителей образовательных учреждений. Опираясь на статистические и социологические данные, авторы анализируют и оценивают тенденции развития этой сферы. В последние годы тематика обследований мониторинга была расширена, и одним из ключевых направлений стало ДПО. С 2012 года проводится опрос руководителей организаций, реализующих соответствующие образовательные программы.
Другая проблема связана с информационно-статистическим обеспечением сферы дополнительного образования и обучения взрослых, которое нельзя считать удовлетворительным. В настоящее время отсутствует статистическое наблюдение за сферой дополнительного образования, обеспечивающее полноценный количественный анализ его развития. В определенной степени статистический пробел восполняют качественные данные — результаты обследований потребителей соответствующих программ и их поставщиков, которые проводятся в рамках мониторинга экономики образования. Эта проблематика присутствует в репрезентативных опросах домохозяйств, рассматривающих вопросы мотиваций, поведения и стратегий семей в сфере образования, в том числе касающиеся участия взрослых в разных формах дополнительного образования. Качество персонала и его развитие — красная линия опросов работодателей. Кроме того, в 2013 г. изучение данной сферы проводилось с помощью опроса слушателей программ дополнительного образования.
НИУ ВШЭ участвует в формировании системной качественной информации, описывающей данный сегмент образовательного рынка, в рамках мониторинга экономики образования. Процессы на стыке профессионального образования и рынка труда относятся к процессам, которые задают вектор развития наиболее востребованных рынком направлений деятельности.
Подробнее по теме см. статью:
Ковалева Н., Бородина Д., Ковалева Л. (2013) Спрос и предложение на рынке дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование в стране и мире , № 6(6).
Подготовила Динара Бородина