Бюллетень «Деловой климат в оптовой торговле в IV квартале 2013 года»
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ представил информационно-аналитический материал, характеризующий состояние делового климата организаций оптовой торговли в IV квартале 2013 года.
Приведенные данные базируются на результатах опросов около 3 тысяч руководителей торговых организаций, проводимых в ежеквартальном режиме Федеральной службой государственной статистики.
Анализ состояния делового климата оптовых организаций России позволяет констатировать, что данный сегмент экономики завершил 2013 год в рамках четко обозначенного стагнирующего тренда. Завершающий акцент в динамике развития обусловлен совокупной инерционностью конъюнктурообразующих элементов, которые с традиционным лагом все-таки настигли сектор. В результате, оптовые организации вслед за розничным сегментом испытали действие затухающего потребительского мультипликатора, в течение года тормозящего динамику роста рыночной экономики в целом.
Распространение негативных явлений выразилось в замедлении роста основного результирующего индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), который, после полугодового стояния на отметке +6% во II и III кварталах 2013 года, в IV квартале направился в сторону понижения. И если еще в I квартале ИПУ составлял +7%, то по итогам 2013 года его значение опустилось до +5%, оказавшись в диапазоне одних из самых низких значений посткризисного периода.
Индекс предпринимательской уверенности в оптовой торговле рассчитывается как среднее арифметическое балансов оценок уровня складских запасов (с обратным знаком), изменения экономического положения в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом и ожидаемого изменения экономического положения в следующем квартале, в процентах.
Значения ИПУ, рассчитанные для организаций, стратифицированных по видам реализуемой продукции, свидетельствуют о нетрадиционном для IV квартала ослаблении деловой активности оптовых фирм, занятых поставками социально-значимых товаров. Прежде всего это касается оптовых структур, реализующих автомобильные детали, узлы и принадлежности; пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия; бытовые электротовары, радио- и телеаппаратуру; парфюмерию и косметику; бытовую мебель, напольные покрытия.
Следует отметить, что данный факт следует считать одним из знаковых моментов обследования, так как на фоне традиционно замирающего в зимний период производственно-технического сегмента спрос со стороны потребления в предновогодний период оставался ведущим активатором в формировании благоприятного делового климата.
При оценивании возможных перспектив развития данного сегмента в экономическом пространстве 2014 года прежде всего следует учитывать массу негативных явлений и, как следствие, новообразования различных конъюнктурных осложнений. Эти факторы вызывают сомнения относительно скорого восстановления, что особенно важно в свете произошедшего замедления темпов роста экономики в 2013 года.
Первые месяцы 2014 года сектор будет характеризоваться традиционным сезонным ослаблением деловой активности большинства участников торговых отношений (что подтверждается и пессимистичными ожиданиями респондентов), и каких-либо значимых изменений в состоянии делового климата раньше, чем по итогам II квартала 2014 года, ожидать не следует.