• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Путь победителя: управление сложностью

На старте программы «5-100» перед вузами-участниками поставили амбициозные задачи: за 7 лет существенно активизировать свою научную деятельность и взаимодействие с бизнесом. Приблизиться к их решению невозможно без понимания перспектив отдельных областей науки, будущего спроса на компетенции работников. Возможности применения форсайта в достижении поставленных целей обсуждали на круглом столе 6 февраля представители ведущих вузов и эксперты по технологическому прогнозированию из НИУ ВШЭ и институтов развития.

Победить. В настоящем и в будущем

Дискуссия «Прогнозирование технологического развития: его роль, значение и инструменты для развития университетов» стояла второй, после открывающей сессии, в программе двухдневного рабочего семинара, организованного проектным офисом Центра образовательных разработок «Сколково». Ведущие российские университеты, участвующие в программе «5-100», выиграв конкурс на предоставление государственной поддержки для повышения их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров, должны предпринять беспрецедентные усилия для попадания в мировые рейтинги. Предполагается, что в дальнейшем их модели развития, ориентированные на принятые в мире стандарты, подхватят и другие вузы страны.

Модернизировать. Себя и других

Александр Соколов, Александр Чулок, Евгений Кузнецов, Владимир Княгинин, Дмитрий Песков
Александр Соколов, Александр Чулок, Евгений Кузнецов, Владимир Княгинин, Дмитрий Песков

Модератор дискуссии Евгений Кузнецов, директор департамента стратегических коммуникаций ОАО «РВК», сформулировал стоящую перед университетами-победителями задачу так: создать вокруг себя среду, позволяющую «модернизировать себя, чтобы модернизировать других». Потребность в кардинальных переменах назрела ввиду радикального несоответствия инструментальной рамки будущего, «устойчиво сформированной» в России, тем приоритетам отраслевого и технологического развития, с которыми сверяют свои долгосрочные стратегии страны — глобальные лидеры. Приведя в пример область life sciences, где особенно заметно наше отставание от мирового прогресса, представитель венчурной компании подчеркнул важность умения улавливать зарождающиеся технологические тренды и вовремя в них вписываться. Это общий императив для власти, бизнеса, сфер науки и образования, для достижения которого все участники инновационной системы консолидируются и вносят свой вклад. Такой точкой сборки инновационных сил могут стать университеты, миссией которых должно быть, в том числе, объединение и побуждение к продуктивному диалогу наиболее одаренных, мотивированных и способных к познанию мира и его преобразованию личностей.

«Обучение вместе с научным исследованием включается в работу института. То, что раньше было деятельностью ученого в маленьких помещениях, приобрело сегодня форму промышленного предприятия», — писал в начале 70-х Карл Ясперс в «Идее университета». Эту мысль продолжил Дмитрий Песков, руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив: «Университеты похожи на нефтяные компании, только вместо нефти — молодые ребята, с энтузиазмом и энергией».

Необходимость концентрации ресурсов, с одной стороны, на приоритетных направлениях, с другой — в «центрах силы» отметил директор Форсайт-центра ИСИЭЗ Александр Соколов. Одна из главных задач программы «5-100» — усилить исследовательскую деятельность вузов — соответствует как общемировым тенденциям, так и другим масштабным инициативам национального уровня — по «перетягиванию» науки из НИИ и отраслевых научных центров в сильные университеты. Вузам-победителям предстоит пройти этот путь в ускоренном ритме.

Чему учить? Как учить?

Ход самой истории ускоряется, и с большой вероятностью знания и компетенции, заложенные в образовательные программы вузов на «входе», через пять лет — на «выходе», когда молодые ребята станут выпускниками, окажутся мало или совсем не востребованными. В общем, большой вопрос: соответствует ли система образования современным вызовам?

По словам Пескова, нынешняя модель университета построена таким образом, что вузы берут деньги только за «вход», однако если они научатся брать деньги и за «выход» и за сопровождение учащихся в течение их дальнейшей жизни, то станут «холдингами, которые управляют сложностью». Евгений Кузнецов согласился с тем, что университет как дистрибутор образовательного контента в новых условиях точно проигрывает рынок, а как организатор процесса встраивания студентов и преподавателей в новые социальные и экономические условия конкурентов вообще не имеет.

Александр Соколов
Александр Соколов

Относительно того, чему учить, какие компетенции будут востребованы, какие технологические направления станут приоритетными через 5-10-15 лет, ориентирует долгосрочный прогноз, или форсайт. Вуз может формировать свои учебные программы с учетом тех или иных профилей компетенций и ожидаемых сроков максимального спроса на них, предложил Александр Соколов. Ядро программы будут составлять базовые профессиональные знания, умения и навыки, востребованные в перспективе 5-10 лет, а в рамках факультатива студенты могут осваивать те, которые прогнозируются на более отдаленном горизонте. С опорой на результаты форсайта вуз также может строить программу своего развития, определять его разные сценарии и траектории.

Владимир Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок (ЦСР) «Северо-Запад», отметил меняющуюся парадигму, отражающую необходимость проектирования на базе новых методов, с новыми материалами и в новой инфраструктуре.

Александр Чулок
Александр Чулок
Вовлечение в форсайт

Комплексная картина вызовов, угроз и «окон возможностей» для России представлена в долгосрочном прогнозе развития науки и технологий до 2030 года, недавно утвержденном правительством. Основные результаты прогноза, значимые для текущей деятельности и стратегического развития вузов, обозначил Александр Чулок, заведующий отделом научно-технологического прогнозирования Форсайт-центра ИСИЭЗ. Масштабный проект Высшая школа экономики вела в течение трех лет, в этой работе участвовали более 2000 национальных и международных экспертов, напомнил докладчик. Прогноз соответствует трем ключевым параметрам современных форсайт-исследований:

  • ориентация на глобальную повестку,
  • вовлечение в разработку ключевых стейкхолдеров,
  • имплементация результатов в систему принятия решений.

Вокруг формирования долгосрочного прогноза возникла коммуникационная площадка, среда для профессионального общения экспертов разного статуса из различных заинтересованных ведомств и исследовательских организаций. Большую роль в этом диалоге играли представители вузов. На базе ведущих российских университетов были созданы отраслевые центры прогнозирования (ОЦП) научно-технологического развития по шести приоритетным направлениям: рациональное природопользование, информационные и телекоммуникационные системы, транспортные и космические системы, индустрия наносистем, энергоэффективность и энергосбережение, науки о жизни.

Среди участников круглого стола находились представители трех ОЦП, и модератор Евгений Кузнецов предложил им прокомментировать вклад их вузов в прогноз и пользу от него для своих университетов. Алексей Савкин, заместитель начальника научного управления МАТИ («Транспортные и космические системы»), ценность прогноза видит в более широком взгляде на свою область, как возможность взглянуть на ее развитие с позиции других наук и требований рынка. Участие в прогнозной работе также помогло вузу более грамотно скорректировать свои программы научной деятельности (в том числе по части публикаций), с учетом того, какие направления через несколько лет будут перспективными. МАТИ участвует в еще одной инициативе государства — программе по 218 постановлению — и результаты форсайт-исследований сориентировали менеджмент университета при создании пояса инновационных предприятий, показав, в какие направления вкладываться.

Анатолий Петровский, проректор по научной работе МИФИ («Энергоэффективность и энергосбережение»), считает Форсайт весьма полезным инструмент оценки потенциала университета, определения направлений для его роста с учетом новых начинаний и новых технологий. «Нам важен баланс между фундаментальной наукой и прикладной», — подчеркнул Анатолий Петровский и предложил организаторам программы «5-100» внести коррективы в «дорожные карты», дополнив их индикаторы, в частности, показателями патентной активности и взаимодействия с предприятиями.

Анатолий Петровский (второй слева), Алексей Савкин (с микрофоном) и Нина Алексеева
Анатолий Петровский (второй слева), Алексей Савкин (с микрофоном) и Нина Алексеева

Весьма активно комментировавший ход дискуссии Даниил Сандлер, проректор по экономике и стратегическому развитию и директор Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ, также отметил необходимость коррекции документов по программе «5-100» в части их структуры — для большего соответствия будущим вызовам.

В МГУ, где создан центр отраслевого прогнозирования по направлению «Рациональное природопользование», результаты прогноза уже вошли в учебный процесс географического факультета. Этот центр на круглом столе представляла Нина Алексеева, заместитель зав. кафедрой по научной работе МГУ. Она провела различие между образовательными системами на Западе и в России и сравнила их с экосистемами двух видов, соответственно: 1) закрытыми и сбалансированными и 2) не очень устойчивыми и менее сбалансированными.

Директор Форсайт-центра ИСИЭЗ Александр Соколов положительно отозвался о роли ведущих университетов в национальном форсайте, и отметил целесообразность для них и других вузов усилить с опорой на результаты технологического прогнозирования как исследовательскую работу, так и образовательную. Он привел в пример Вышку, где с нового учебного года запускается магистерская программа «Управление в сфере науки, технологий и инноваций», в которой в целом ряде курсов так или иначе будут использованы результаты форсайт-исследований, значимые для деятельности руководителей разного уровня.

Подводя итоги дискуссии, Евгений Кузнецов подчеркнул, что прогноз перестал быть аналитическим документом, стал системой диалога, процессом вовлечения различных стейкхолдеров, ежедневной, по сути, процедурой стратегического планирования. От лица РВК он пообещал не выходить из диалога с участниками «5-100». В рамках работы по формированию системы технологического прогнозирования, которую координирует Высшая школа экономики, такое взаимодействие с ведущими университетами также будет активно развиваться.

Подготовила Елена Гутарук

Новость о семинаре на сайте проекта «5-100»