• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Мобильный» интернет используют любители инноваций

В России растет число людей, пользующихся «мобильным» интернетом. Пользователи «мобильного» интернета более открыты инновациям и восприятию новой информации, свидетельствуют результаты ежегодного Мониторинга инновационного поведения населения НИУ ВШЭ, подготовленного отделом исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ.

Рост обеспечивают старшие

По уровню проникновения интернета Россия пока отстает от большинства европейских стран. Тем не менее, сегодня большая часть россиян (71%) в возрасте от 16 до 74 лет имеют опыт использования интернета, а каждый второй обращается к возможностям «всемирной паутины» практически ежедневно. Об этом свидетельствуют результаты анализа практики использования россиянами «мобильного» интернета, проведенного НИУ ВШЭ в конце 2013 года. Это исследование является составляющей Мониторинга инновационного поведения населения.

Прирост российской аудитории интернета в 2013 году по сравнению с предыдущим годом произошел в основном за счет увеличения доли пользователей среднего и старшего возраста, показали исследования. Например, среди респондентов в возрасте от 45 до 54 лет доля трехмесячной аудитории выросла с 45% до 53%. В группе 55-64 лет доля пользователей достигла более чем трети, увеличившись на 10 процентных пунктов (п.п). И еще на 5 п.п. выросла доля аудитории среди самой старшей исследуемой группы 65-74 лет.

Среди молодых людей в возрасте 16-24 и от 25-44 лет доли трехмесячной аудитории интернета остались на прежнем уровне (95% и 81% соответственно). Фактически интернет в России сегодня осваивается «поздним большинством» и так называемыми «отстающими» (термины Э. Роджерса), говорится в материалах исследования.

Диаграмма 1. Использование Интернета в европейских странах и в России, 2013 г. (в % от численности опрошенных 16-74 лет)

Источник: Мониторинг инновационного поведения населения

Между онлайном и офлайном

Особое внимание в ходе мониторинга было уделено практикам использования «мобильного» интернета. Половина опрошенных россиян за последние три месяца выходила в глобальную сеть с помощью мобильных телефонов (35%) или ноутбуков/нетбуков (29%). Еще 10% пользовались интернетом на планшете и 3% – на других портативных устройствах. «Для большинства пользователей России интернет стал не просто частью их повседневной жизни. Отсутствие пространственной прикрепленности точек доступа за счет мобильных устройств позволяет стереть границу между онлайном и оффлайном. В результате оба информационных пространства переплетаются гораздо сильнее, чем в условиях отсутствия мобильности», – говорится в материалах Мониторинга.

Авторы исследования задались вопросом, является ли мобильный интернет индикатором каких-то значимых различий в социальных установках его пользователей. Для этого суточная аудитория интернета была условно разделена на две группы: пользователи интернета с мобильных устройств и обычные пользователи. Исследователи сравнили их цели выхода в сеть за последние три месяца и выявили значимые различия. «Мобильные» пользователи чаще выходят в интернет для коммуникации, развлечения и размещения различной информации, чему способствует обилие соответствующих мобильных приложений. Для чтения новостей, газет, журналов и поиска информации о товарах и услугах интернет используют примерно 40% пользователей в обеих группах респондентов.

Диаграмма 2. Цели использования Интернета (за последние 3 месяца) среди разных типов аудитории (в % от суточной аудитории Интернета)

Источник: Мониторинг инновационного поведения населения

Переход к «мобильному» интернету служит индикатором принципиального изменения восприятия окружающего пространства, при котором интернет превращается из внешнего пространства в пространство личное, легко настраиваемое под потребности пользователя, делают вывод авторы Мониторинга.

Интернет для креативных

Пользователи мобильного интернета отличаются склонностью к инновационному поведению. Выявить это помогли результаты опроса на предмет отношения интернет-пользователей кразличного рода новшествам.

Среди пользователей мобильного интернета оказалось максимальное количество тех, кто на специальной опросной шкале от 1 до 10, выбрали наибольшие для себя значения, свидетельствующие о склонности к переменам, экспериментальной деятельности, нововведениям в работе и в повседневной жизни.

Аналогичная тенденция наблюдалась и в отношении опрошенных к техническим новинкам. «Таким образом, использование “мобильного” интернета может служить индикатором открытости инновациям среди населения. Можно предположить, что пользователи “мобильного” интернета представляют собой группу населения, обладающую наиболее активным потенциалом к вовлечению в различные инновационные практики», – указывают авторы исследования.

Таблица 1. Отношение к новшествам (в % от численности опрошенных 16-74 лет)

 Все опрошенныеПользователи мобильного интернета*Остальные пользователи интернета*Не-пользователи интернета
«Любители новшеств»2441267
Следят за тем, какие технические новинки появляются на рынке27452610

* Группы среди регулярных пользователей Интернета.
Источник: Мониторинг инновационного поведения населения

Открытость новому стимулирует пользователей «мобильного» интернета к наращиванию человеческого капитала. Об этом свидетельствует их большая погруженность в различные образовательные практики по сравнению с остальной частью интернет-аудитории. В результате эта часть населения наиболее активно реализует принципы непрерывного образования, говорится в докладе.

Использование «мобильного» интернета фактически является одним из индикаторов инновационного поведения населения, делают вывод авторы исследования. «Мобильный» интернет сегодня опосредует и обусловливает ряд инновационных потребительских практик, отметили они.

Авторы Мониторинга прокомментировали полученные результаты.

Заведующий отделом исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Мониторинг инновационного поведения населения» Константин Фурсов:

По числу регулярных пользователей глобальной сети Россия пока отстает от большинства стран ОЭСР. Тем не менее за 2011-2012 годы число абонентов мобильного широкополосного доступа к интернету увеличилось примерно с 48% до 64%. По состоянию на 2012 год этот показатель сопоставим со средним значением по ОЭСР. Если говорить об отдельных государствах, то по уровню распространения мобильного интернета Россия сравнима с Великобританией, Ирландией, Польшей, Нидерландами и Швейцарией. Лидерами в этом списке являются представители Северной Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), Восточной Азии (Южная Корея и Япония), а также США.

Одна из наиболее распространенных целей использования «глобальной сети» среди пользователей «мобильного» Интернета – общение. Сегодня ведется много дискуссий вокруг замещения реального общения виртуальным. Однако следует понимать, что онлайн общение – это, прежде всего, новая форма коммуникации, которая в определенном смысле делает людей ближе, позволяет связаться с дальними родственниками и знакомыми. Пока формы интернет-общения не замыкают людей в онлайн пространстве. С другой стороны, формируется альтернативная социальная реальность со своими правилами и возможностями. В конечном счете, интеграция этих пространств зависит от выбора пользователей.

Научный сотрудник отдела исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Валентина Полякова:

Основными факторами роста интернет-аудитории сегодня являются доступность инфраструктуры и стоимость доступа к ресурсам сети, а также расширение возможностей ее использования и спектра предоставляемых услуг. Не последнюю роль играет простота использования Интернета и готовность населения осваивать навыки работы в нем. Очевидно, что пользователи Интернета более активны во всех сферах жизни. Они более плотно интегрированы в потоки информации, используют возможности сети не только для чтения новостей и общения, но и для образования, покупок, взаимодействия с государственными органами. В целом они более открыты миру и новым веяниям и могут выступать в качестве тренд-сеттеров, задавая новые модели поведения и потребления.

Автор: Марина Селина

Оригинал новости на сайте OPEC.ru

20.02.2014

Эта тема в СМИ:

Пользователи мобильного Интернета более открыты инновациям (PC Week.ru, 20.02.2014)