• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Поговорим в терминах МСКО

10—13 марта 2014 года в Париже прошло 13-е заседание рабочей группы по программе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Индикаторы образовательных систем». Директор центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ Наталья Ковалева прокомментировала главные темы дискуссии.

По традиции, встречу рабочей группы, объединяющей государства — члены ОЭСР и страны-партнеры, открыла презентация Франции как принимающей страны. В ней были представлены весьма успешные результаты реформирования ее национальной системы образования.

Основным поводом для встречи группы стала подготовка очередного ежегодного доклада ОЭСР “Education at a Glance”, включение в него новых показателей, содержание бумажной и электронной версий издания. Эксперты с большим интересом обсудили возможности согласованной оценки расходов на научные исследования в секторе высшего образования, а также образования лиц с особыми образовательными потребностями.

Отдельно группа рассмотрела ситуацию с внедрением новой Международной стандартной классификации образования-2011 (МСКО-2011) и проведением международными организациями очередного сбора данных, необходимых для расчета индикаторов (UOE data collection) уже в соответствии с МСКО-2011.

Проект российской карты системы образования подготовили специалисты ИСИЭЗ специально к рабочей встрече. Наталья Ковалева обсудила с коллегами из Института статистики ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростата ряд вопросов, связанных с отнесением российских образовательных программ к тем или иным уровням МСКО. Насколько актуальной представляется данная тема, продемонстрируем на таком примере: поток российских публикаций по образовательной проблематике возрастает; все они, как правило, сопровождаются аннотациями на английском языке; при этом редкие авторы используют терминологию МСКО для идентификации предмета исследования, соответственно, их идеи могут быть не поняты и не приняты.

Напомним читателям базовые категории МСКО-2011. Новая система включает 5 основных частей, объединяющих 8 уровней образования:

  • уровень 0: образование детей младшего возраста;
  • уровень 1: начальное образование;
  • уровни 2—3: среднее образование;
  • уровень 4: послесреднее нетретичное образование;
  • уровни 5—8: третичное образование.

Как они коррелируют с российскими реалиями? Очевидно, что программы дошкольного, начального общего и основного общего образования в целом соответствуют уровням 0, 1 и 2 (первый этап среднего образования). В то же время выделения программ развития детей младшего возраста (в возрасте от 0 до 2 лет) у нас не предусмотрено.

Российские программы среднего общего образования идентичны уровню МСКО 3 (второй этап среднего образования). Однако здесь есть особенности. В России освоение программ среднего профессионального образования возможно как при наличии среднего общего образования, так и на базе основного общего образования. В категориях МСКО эти программы можно отнести прежде всего к уровню 3; но также, частично, если речь идет о программах подготовки специалистов среднего звена, — к уровню 5 (короткий цикл третичного образования) или же, если речь идет о программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих, — к уровню 4.

Непростая ситуация сложилась с российскими программами высшего образования. По новому закону «Об образовании в Российской Федерации» оно охватывает программы бакалаврита (это уровень 6 МСКО — бакалавриат или эквивалент), магистратуры и специалитета (это уровень МСКО 7 — магистратура или эквивалент). В состав высшего образования у нас включены также программы подготовки кадров высшей квалификации. Одну их часть — подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) — следует поставить в соответствие с уровнем МСКО 8 (докторантура или эквивалент), а программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки, — с уровнем МСКО 7. Докторантуру, которая в России по новому закону выведена за рамки системы образования, целесообразно отнести к уровню МСКО 8. Получение второго высшего образования в бакалавриате, магистратуре (в том числе МВА) или специалитете необходимо учитывать в составе уровней МСКО 6 и 7 соответственно.

Картина, которая вырисовывается, — только верхушка айсберга. Нашим экспертам предстоит более детально охарактеризовать каждый уровень российской системы образования в категориях и терминах МСКО, найти место для дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения. Безусловно, появятся новые вопросы, которые предстоит выяснить в ходе рабочих контактов с коллегами из международных организаций.

Секретариат рабочей группы выступил с инициативой обеспечения более широкой презентации результатов ее деятельности. В частности, для оптимизации работы по индикаторам образовательных систем будет создан специальный сайт, на котором предполагается размещать не только сами индикаторы и их анализ, но и методологические рекомендации по их расчету.

Наталья Ковалева