• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Оптимальное дополнительное образование — как его видят эксперты рынка

Какие программы дополнительного образования (ДПО) чаще всего выбирают слушатели? Кто проходит обучение по программам ДПО, в каких организациях, зачем и на какие средства? Каковы, вообще, перспективы развития данного сегмента образования? — эти вопросы прокомментировали эксперты Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ, выступив на XII Пастуховских чтениях.

14—16 мая в Ярославле состоялась XII Международная конференция «Дополнительное профессиональное образование: признание качества и доверие потребителей на российском и международном рынке». Ее организовали при поддержке Минобрнауки России Союз ДПО, Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова и Европейская ассоциация провайдеров ДПО (ESEDA). В работе конференции приняли участие более 100 человек из разных регионов страны, а также зарубежные специалисты.

Пастуховские чтения — ежегодная международная конференция, посвященная новациям в образовании. Проводятся в Ярославле с 1995 года в здании бывшего механико-технического училища, открытого в 1900 году на средства ярославского мецената Николая Петровича Пастухова. Ныне в здании располагается Академия промышленного менеджмента, которой присвоено его имя.

Вопросы дополнительного образования специалисты ИСИЭЗ изучают давно, а начиная с 2012 года в рамках мониторинга экономики образования проводят обследования непосредственных участников этого рынка: руководителей организаций, реализующих программы дополнительного образования, (2012, 2013) и слушателей (2013 г.).

На XII Пастуховских чтениях сотрудники ИСИЭЗ Динара Бородина и Наталья Ковалева представили презентацию «Спрос и предложение на рынке дополнительного образования», в которой прокомментировали результаты опросов, проведенных в рамках мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ в 2013 году. Их выступление было воспринято с большим интересом. В отсутствие статистической информации по данной теме, мониторинговый проект Высшей школы экономики позволяет сложить достаточно полное описание ситуации глазами руководителей системы ДПО.

Самые свежие результаты обследования показывают, что данный сегмент образования начинает стабилизироваться. Численность слушателей в последние три года увеличивалась, однако их прирост уже менее интенсивный, идет насыщение рынка ДПО в том виде, в котором он сейчас существует.

Кто проходит дополнительное обучение?

Основной контингент слушателей программ ДПО — опытные работники с высшим образованием, среднего возраста, повышающие квалификацию и стремящиеся поменять сферу деятельности. Подготовка, которую получают респонденты, в 77% случаев связана с их текущей работой.

Зачем выбирают программы ДПО?

На первом месте в рейтинге целей обучения находится совершенствование профессиональных навыков в своей сфере деятельности (61%). С сильным отставанием следует совершенствование знаний в смежных сферах — 12%. «Для общего развития», из тяги к знаниям и общению проходят обучение 15% респондентов.

Более половины слушателей проходят обучение по личной инициативе, из них 38% респондентов считают необходимым регулярное профессиональное обучение, еще 16% стремятся к росту социального и культурного уровня, 29% слушателей обучаются по требованию работодателя, 15% — законодательства.

На какие средства учатся?

За счет средств бюджета разного уровня учится 12% слушателей, домохозяйств — 37%. Основным источником финансирования дополнительного обучения взрослых являются работодатели — 44%.

Разрабатывая стратегию привлечения слушателей, руководителям организаций стоит учитывать, что потребители их услуг и лица, принимающие решение о покупке услуг, — зачастую разные люди. Половина слушателей узнает о программе обучения от работодателя, четверть — от коллег и знакомых, пятая часть — из интернета. Треть респондентов не выбирали программу обучения, решение было принято работодателем. Еще 39% слушателей рассмотрели одну программу и на ней остановились. Сложный, многоступенчатый выбор из 2-5 программ сделали четверть (26%) участников опроса.

Оптимальный вариант ДПО, который вырисовался в ходе опросов, проведенных в рамках мониторинга, выглядит так: учиться следует в России, раз в год или чаще, по программам продолжительностью 72—500 часов, обучаться лучше очно, общаясь непосредственно с преподавателем в группе численностью до 10 человек. А вот отрыв от трудовой деятельности — по ситуации.

Подробный анализ полученных данных читайте в очередных  выпусках информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования».

Подготовила Динара Бородина

См. также:

XI Пастуховские чтения посвятили новациям в системе дополнительного образования