Бюллетень «Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2014 года»
В новом информационно-аналитическом материале, характеризующем деловой климат в сфере услуг России с апреля по июнь 2014 года, эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ отмечают большую роль факторов, которые не стимулировали потребительский спрос в отрасли, а, наоборот, побуждали домашние хозяйства оптимизировать бюджет, по возможности отказываясь от необязательных услуг.
Материал базируется на результатах опроса руководителей более 5,7 тыс. организаций сервисной сферы, проводимых в ежеквартальном режиме Росстатом. Индикаторы обследования показали, что деловая активность на рынке услуг во II квартале 2014 г. несколько оживилась, однако наблюдаемый подъем имел преимущественно сезонный характер и не свидетельствовал о кардинальном улучшении бизнес-климата в этом секторе экономики. Основной причиной отсутствия выраженных позитивных тенденций остается усиливающийся дефицит платежеспособного спроса на услуги.
Значение основного композитного индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) — вернулось в положительную зону (+6%), при этом очевидно, что такая позитивная картина была обусловлена в основном нарастанием спроса на туристические и санаторно-курортные услуги, переживающие летний пик спроса.
Таким образом, сфера услуг в первой половине 2014 года не подавала акцентированных сигналов перехода к фазе активного развития. Приостановка роста или даже периодическое снижение реальных доходов населения на фоне сужения кредитных возможностей; достаточно высокая инфляция; повышенная турбулентность на валютном рынке; сохраняющаяся геополитическая напряженность — все эти факторы отнюдь не стимулировали потребительский спрос, а, наоборот, побуждали домашние хозяйства оптимизировать бюджет, по возможности отказываясь от необязательных услуг. Фактически благоприятный деловой климат в отрасли был обеспечен теми организациями, где портфель заказов дополнительно поддерживался сезонным аспектом.