Государство финансирует поиск новых технологий
Основным заказчиком исследований и разработок (ИиР) с 2009 года является государство. Лишь треть затрат на ИиР инновационных научных организаций финансируется реальным сектором экономики, отметили эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в информационном бюллетене по результатам мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса.
Выпуск №1, 2014: Участие научных организаций в инновационном процессе
Затраты предприятий на исследования и разработки, проводимые инновационными научными организациями, в 2009—2012 годах существенно снизились. Бизнес стал сокращать неприоритетные и «долгоиграющие» расходы, к которым, как правило, относятся и расходы на инновации. Доля бюджетных средств в финансировании ИиР, наоборот, заметно выросла за счет активизации дополнительных мер государственной инновационной политики. К таким выводам пришли эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, проанализировавшие деятельность около одной тысячи научных организаций, специализирующихся на прикладных исследованиях и разработках.
Оказалось, что почти половина средств на проведение исследований и разработок научные организации получают из федерального бюджета. Лишь треть денег поступает от предпринимателей.
В 2009 году инновационные научные организации за счет конкурсного финансирования обеспечивали около половины собственных внутренних затрат на ИиР, в то время как не инновационные — менее трети. К 2013 году эти доли почти сравнялись, что отчасти было вызвано политикой государства по повышению эффективности и результативности финансовой поддержки научно-технологического комплекса. Удельный вес венчурных средств для инновационных научных организаций снизился пятикратно, что, по-видимому, связано с комплексом причин (помимо низких масштабов такой деятельности в России). «В целом участие в инновационных процессах остается для научных организаций слабым местом, по крайней мере, в части привлечения конкурсных средств и венчурного финансирования. Аналогичная закономерность была обнаружена и при обследовании инновационных предприятий», — отмечается в мониторинге ИСИЭЗ.
Увеличение государственного финансирования науки и сокращение частного финансирования изменили характер проводимых исследований. Многие научные организации переориентировались с разработок и прикладных исследований на фундаментальные и поисковые направления. Некоторые из них более активно включились в государственные программы (включая ФЦП). Такие изменения повлияли на форму создаваемых результатов: существенно возросла публикационная активность и в некоторой степени — патентная.
«Пока трудно сказать, стала ли данная ситуация итогом действий государства по повышению эффективности и продуктивности в секторе исследований и разработок. Тем не менее, это один из немногих очевидно позитивных трендов, обнаруженных в ходе обследования организаций прикладного сектора науки», — утверждают авторы мониторинга.
Они также подчеркивают, что «фундаментальные исследования создают устойчивый задел для прорывных открытий, создания принципиально новых технологий и реализации радикальных технологических инноваций». В то же время по доле прикладных исследований и разработок Россия сильно отстает от многих стран с развитой рыночной экономикой.
Рисунок 1. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования, %
Публикации в СМИ:
От редакции: Инновации без рынка («Ведомости», 11.07.2014)
Участие научных организаций в инновационном процессе («Время инноваций», 11.07.2014)