"Нужны ли АУ российской науке?"
Директор Центра научной, инновационной и информационной политики Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ Татьяна Евгеньевна Кузнецова, рассказала об исследованиях, которые проводит центр, и о новшествах государственной политики в сфере науки.
Нужны ли АУ российской науке?
Директором Центра научной, инновационной и информационной политики Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ назначена кандидат экономических наук Татьяна Кузнецова, ранее работавшая в одном из НИИ Минобрнауки России.
Об исследованиях, которые проводит Центр, и о новшествах государственной политики в сфере науки Татьяна Кузнецова рассказала корреспонденту портала ГУ-ВШЭ Борису Старцеву.
- Татьяна Евгеньевна, объясните посетителям портала, чем занимается ваш Центр.
- Если говорить совсем просто, Центр изучает государственную политику в сфере науки и инноваций, ведет исследовательскую работу по этой теме (в том числе на российские и зарубежные гранты), разрабатывает аналитические материалы и предложения для органов власти по реализации этой политики. Мы в основном выполняем заказы Минобрнауки России, агентств, входящих в его состав, - Роснауки, Рособразования.
- Почему научная, инновационная и информационная политика объединены вместе?
- Потому что наука, инновации и информационные технологии – три существенных элемента экономики знаний. Государство должно их поддерживать и развивать. Когда научные разработки передаются в экономику, возникают инновации. Чтобы успешно осуществлять эту передачу, необходимы информационные технологии.
- Насколько актуальны сегодня проблемы, которые изучают сотрудники Центра?
- Институт статистических исследований и экономики знаний, структурным подразделением которого является наш Центр, не первый год реализует проекты, в рамках которых изучается развитие сферы науки и инноваций, институциональные и правовые основы научной и инновационной деятельности, мировой опыт организации научных исследований, возможности его использования в нашей стране. По-моему, эти проблемы очень актуальны. Руководство Института планирует сосредоточить соответствующие проекты в нашем Центре и, возможно, их расширить.
- Сколько человек работает в Центре?
- Состав Центра - около десяти человек. Есть и новые сотрудники. Вместе со мной сюда пришла Галина Ахмедовна Китова – ведущий научный сотрудник. Мы долгие годы работали с ней вместе. К тому же вокруг Центра сложилась целая группа высококвалифицированных исследователей из числа преподавателей ГУ-ВШЭ и внешних экспертов, которые активно участвуют в наших работах.
- Чем вы занимались до прихода в ГУ-ВШЭ?
- С момента окончания экономического факультета МГУ я всегда работала в научной сфере. Наука в нашей стране всегда делилась на три сектора – академический (РАН и другие государственные академии), ведомственный (министерства, ведомства) и вузовский. Так получилась, что я работала в каждом из этих секторов: сначала в системе Академии наук, потом в ведомственных научных институтах, а теперь пришла в университет. Моя диссертация была посвящена эконометрической модели экономики США. Впоследствии я изучала вопросы экономики науки, организации научной деятельности, государственной научной политики.
- Приведите примеры проектов, которые Центр сейчас выполняет для Минобрнауки России.
- Ряд проектов связан с преобразованием бюджетных учреждений науки в форму автономных учреждений, которая сегодня известна под аббревиатурой АУ. В июне Госдума приняла в первом чтении проект закона «Об автономных учреждениях», и возникла необходимость подготовки документов, которые позволят реализовать нормы этого закона на практике. Проводится анализ, приживутся ли АУ в российской науке, каким учреждениям целесообразно менять форму, а каким – нет, каковы критерии отбора этих учреждений.
- У закона «Об автономных учреждениях» немало противников. Например, высказывается мнение, что смена формы повлечет за собой банкротство, приватизацию.
- Формально закон запрещает банкротство и приватизацию любых учреждений, в том числе автономных - их имущество должно оставаться государственным в любом случае. Но необходимо понимать, что в реальных жизненных обстоятельствах есть риск изъятия имущества. Известно немало случаев приватизации зданий детских садов или земельных наделов, относящихся к особо охраняемым объектам.
- А чем вообще привлекательна форма АУ для научных или образовательных учреждений?
- Здесь есть один аспект, который, по-моему, неизвестен широкой общественности. С 90-х годов, когда бюджетных средств катастрофически не хватало, государственные учреждения в сфере науки и образования получили определенную степень свободы – например, они могут сдавать имущество в аренду и использовать полученные средства на свое усмотрение. Но вообще-то государственное учреждение не должно иметь таких полномочий, поскольку оно создано государством, обеспечивающим все его нужды. Позиция Минфина России сводится к тому, что учреждение должно содержаться только учредителем (в противном случае оно может нарушить интересы учредителя).
На самом деле, автономные учреждения получат те права, которыми сегодня де факто пользуются государственные учреждения и которыми они не смогут пользоваться, если Минфин добьется отмены существующих льгот, внеся соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. Например, научные институты и вузы не смогут привлекать гранты международных фондов. А одно из достоинств формы АУ – возможность получать внебюджетные доходы, связанные с их основной деятельностью.
- Станет ли автономным учреждением Высшая школа экономики?
- Если предложения Минфина будут приняты, другого выхода не остается.
- Один из законопроектов, за разработку которого взялось Министерство образования и науки РФ, - «Об интеграции науки и образования». Какова его судьба?
- Я участвовала в подготовке этого законопроекта, как и ряд моих коллег. За время прохождения различных инстанций его содержание было во многом выхолощено. Сегодня необходима дальнейшая разработка вопросов интеграции науки и образования, поскольку в законодательстве остались нерешенные проблемы.
- Какие?
- Совершенно очевидно, что эти две сферы настолько тесно взаимосвязаны, что друг без друга попросту неэффективны. В советские времена интеграция науки и образования существовала (хорошо известен хрестоматийный пример Физтеха), но не была системной и развивалась с помощью административных мер. Сегодняшнее законодательство не позволяет осуществлять интеграцию в полной мере. Например, вуз не имеет права тратить на исследования «свои» бюджетные средства, а научная организация не может проводить учебные мероприятия.
Коль скоро Президент России называет интеграцию образования и науки одной из важных задач, необходимо провести ревизию Бюджетного кодекса, Гражданского кодекса и других законов, положения которых ей препятствуют.
- Распространены ли в России исследования сферы науки и инноваций?
- К сожалению, таких исследований очень мало. Аналогичная ситуация была в советские времена, когда вся информация о функционировании науки была закрытой. В результате многие выводы и предложения делались и делаются сегодня без достаточной аргументации, которую можно было бы получить в ходе так называемых полевых исследований. Например, сегодня много говорят о внутрифирменной науке - научные подразделения есть в Газпроме и других крупных корпорациях. А в каких еще компаниях развивается наука? Какие исследования проводятся? Каковы их результаты?
А вот другая проблема – мониторинг последствий тех или иных решений о развитии научной сферы. Пример – принятие того же закона «Об автономных учреждениях». Когда будут созданы первые АУ, было бы интересно на нескольких примерах проанализировать их работу, выявить достоинства и недостатки.
- Будет ли ваш Центр сотрудничать с учебными подразделениями ГУ-ВШЭ, привлекать к исследованиям студентов и аспирантов?
- Конечно. Студенты и аспиранты могут участвовать в наших проектах, получать за это достойное вознаграждение. Мы уже сотрудничаем и планируем расширять контакты с кафедрами ряда факультетов, с сотрудниками научно-исследовательских институтов ГУ-ВШЭ, зарубежными организациями.
Считается, что студенты ГУ-ВШЭ больше интересуются исследованиями в области финансов или банков, но, по-моему, изучать сферу науки с каждым годом становится интереснее. В 90-е годы научная сфера, действительно, плохо финансировалась, люди оттуда уходили, но ситуация меняется. И я надеюсь, что будет меняться и в дальнейшем. Если студент или аспирант добивается успехов в научных исследованиях, результаты которых пользуются спросом, у него появляется не только неплохой заработок, но и карьерные перспективы в исследовательской сфере.
ГУ-ВШЭ | ленты новостей ГУ-ВШЭ | persona grata | 12 сентября 2006 г.