Госзаказ помог промышленности
Госзаказы и начавшийся процесс импортозамещения стимулируют рост выпуска товаров и спрос на них. В итоге деловой климат в российской промышленности улучшается второй месяц подряд, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в промышленности.
В ноябре 2014 года деловой климат в промышленности продолжил улучшаться. Росли основные показатели, характеризующие состояние отрасли, а именно, производство и спрос. Активно распродавались складские запасы, увеличивалась загрузка основных мощностей.
Лучше других в ноябре себя чувствовали химики и металлурги. Во многом — за счет госзаказов и замещения украинской металлургической продукции. Позитивные сигналы к увеличению производства также поступали и от сельхозпредприятий, констатируют эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Они проанализировали мнения руководителей около четырех тысяч крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Росстатом).
Так, 21% респондентов сообщили об увеличении в ноябре объемов отгруженной продукции, 18% опрошенных констатировали рост спроса на продукцию своих предприятий, 13% руководителей предприятий заявили об улучшении ситуации с собственными финансовыми ресурсами и 16% — с прибылью.
При этом серьезными негативными факторами, сдерживающими предпринимательскую активность в прошедшем месяце, по оценкам представителей бизнеса, стали «неопределенность экономической обстановки» и инфляция. Более трети респондентов назвали эти факторы лимитирующими производство. «Среди руководителей малых промышленных предприятий на фактор экономической неопределенности, как сдерживающий рост, сослались еще больше — 72% респондентов», — подчеркивается в мониторинге ЦКИ.
Экономисты ИСИЭЗ также отметили, что в понимании бизнеса инфляция стала негативным фактором только сейчас. «В «тучные» для промышленного производства предкризисные 2006-2008 годы, когда коммерческие банки ломились от депозитов промпредприятий, респонденты давали еще более негативные оценки помесячного роста цен, чем сегодня, и всем было хорошо. Если основной целью регулирования экономики является сокращение инфляции, то эта задача решается достаточно просто — «надо прекратить что-либо производить, соответственно, нечего будет продавать и тогда промышленная инфляция составит ноль процентов», — предупредили эксперты.
Пока они не склонны проявлять излишний оптимизм, объясняя позитивные итоги ноября календарным фактором, что «характерно для периода окончания годового производственного цикла». «Данный эффект, напрямую не связанный с ростом производства в ноябре, мог, по крайней мере, статистически повлиять на улучшение мнений участников опроса о текущей производственной ситуации на своих предприятиях.
Если к перечисленным аргументам добавить другие существующие проблемы второго порядка (низкая производительность труда, стареющее оборудование, высокий уровень налогообложения, недостаточная квалификация персонала), то выявленный в октябре и ноябре рост позитивных оценок производственной ситуации пока еще не свидетельствует о завершении длительного стагнационного цикла развития промышленности, отмечается в мониторинге.
В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в промышленности — увеличился по сравнению с октябрем на 2% и составил минус 3%.
Учитывая высокую степень консервативности данного индикатора, рост на 2% за один месяц можно интерпретировать как заметное улучшение предпринимательских настроений по сравнению, как минимум, с ситуацией за последние полгода.
Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности
Источники: по России — Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по Европе — Economic and Financial Affairs, European Commission
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:
Помесячные темпы роста промпроизводства побывали за январь-ноябрь текущего года во всех фазах экономического цикла, включая провал в начале года, весеннюю активизацию и летний застой. Некоторое оживление отрасли, наблюдаемое в конце года, дает основание предположить, что годовой темп роста покажет положительный итог. Каким он будет, зависит от результатов декабря.
Между тем, уже сейчас очевидно, что, какими бы выдающимися результатами не завершился декабрь, годовой рост промышленности будет минимальным, причем значительно меньшим, чем в докризисный период и даже в компенсационный посткризисный период 2010–2012 годов.
Конечно, подобные темпы роста отрасли, которые мы наблюдаем в последние два года, явно недостаточны для развития экономики в целом. Необходимо помнить, что вклад промышленности в общую добавленную стоимость продукции и услуг — самый большой в структуре ВВП. От результатов промышленной деятельности, в первую очередь, зависят общие итоги экономики в целом.
Следует отметить, что среди всех базовых отраслей экономики в промышленности работает самый образованный и технологически высококвалифицированный персонал. Именно в промышленности создается большая часть новых инновационных продуктов. Именно промышленность имеет прямой доступ к освоению богатых природных ресурсов страны и обладает огромным экспортным потенциалом.
В защиту отечественной промышленности необходимо сказать, что даже в условиях продолжающейся уже более двух лет стагнации отрасль развивается, вернее, «стоит» структурно правильно. По крайней мере, в прошлом и текущем году не наблюдалось картины, характерной для начала двухтысячных годов, когда провалы одних видов промышленной деятельности, в основном обрабатывающих производств, компенсировались взлетами других видов деятельности, в первую очередь, добывающих отраслей.
Да, сегодня есть отрасли — лидеры, которые показывают высокие темпы роста, например, производство пластмассовых изделий. Последние месяцы непрерывно растет металлургия. Среди аутсайдеров — производство одежды и фармацевтика, но наибольшее беспокойство вызывает неблагополучная ситуация, складывающаяся в большинстве видов машиностроительной деятельности и, особенно, в станкостроении. Ведь именно эта отрасль должна уже в ближайшее время стать флагманом в начинающемся процессе импортозамещения.
Пока еще импортозамещение не оказывает серьезного позитивного влияния на динамику промпроизводства. Однако успехи металлургов во многом связаны с замещением украинской металлургической продукции. Достаточно позитивные сигналы, по крайней мере, с точки зрения готовности к увеличению производства, поступают от предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.
Правда, если рассматривать активность пищевой промышленности по наращиванию мощностей по отдельным группам контрсанкционных товаров, здесь не все однозначно. Благоприятно оценивают свои перспективы переработчики отечественного мяса птицы и свинины. Менее оптимистичны переработчики мяса крупного рогатого скота. В значительной неопределенности пребывают представители рыбных производств. Видимо, на акцентированный рост добычи рыбы пока рассчитывать не приходится. Остается надеяться на рыболовов из Белоруссии и Казахстана.
Мария Денисова, для OPEC.ru