Спрос поддержал индустрию
Декабрь прошлого года оказался лучшим месяцем для промышленности с начала года. На фоне других отраслей она демонстрировала позитивные показатели спроса и выпуска. Но дефицит финансов, инфляция и полная экономическая неопределенность могут изменить позитивный тренд уже в начале 2015 года, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном бюллетене с анализом делового климата в промышленности.
В конце 2014 года промышленность стала выходить из стагнации. Она оказалась единственным сектором российской экономики, который продемонстрировал рост основных показателей, характеризующих состояние отрасли — производство и спрос. В декабре почти четверть предприятий (22%) заявили о росте выпуска, что оказалось лучшим результатом за последний год. Лишь 36% респондентов жаловались на недостаточный спрос, что также оказалось лучшим показателем за последние три месяца. Также замедлился процесс сокращения занятости, стало увеличиваться число бизнесменов, отмечающих улучшение экономической ситуации на своих предприятиях.
Лучше других себя чувствовали сырьевые компании, пищепром, а также деревообработчики, констатируют эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Они проанализировали мнения руководителей около четырех тысяч крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Росстатом).
Правда, экономисты ЦКИ не склонны проявлять излишний оптимизм, объясняя позитивные итоги декабря в большей степени календарным фактором, нежели фактором импортозамещения. «Декабрь для промышленности практически всегда является одним из самых благоприятных периодов из-за окончания годового производственного цикла, связанного с фиксацией расчетов с заказчиками и поставщиками, отгрузкой продукции, расплатой и получением долгов. Негативный валютный, инфляционный и кредитный фон декабря даст свой отрицательный эффект не раньше февраля-марта следующего года», — прогнозируют эксперты.
Главным негативным фактором, сдерживающим предпринимательскую активность в конце года и бьющим по всей индустрии, эксперты называют «хроническое ухудшение финансовой составляющей крупных и средних промышленных предприятий (собственные финансовые ресурсы, прибыль)». «В анализируемом месяце предприятия еще не успели полностью ощутить негативное влияние роста ключевой ставки по кредитам. При всей объективности данного маневра со стороны ЦБ РФ данная акция поставит под серьезный удар ведение бизнеса, особенно с учетом начала достаточно затратной программы импортозамещения», — подчеркивается в мониторинге.
Ухудшает ситуацию и «галопирующая неопределенность экономической обстановки», на которую сослались почти 40% руководителей предприятий. Данный фактор вышел на третье место в рейтинге негативного воздействия, уступая только «недостаточному спросу на продукцию предприятия внутри страны» (49% респондентов) и «недостатку финансовых средств» (41%). Причем «неопределенность» в декабре опередила по своему негативному влиянию даже «высокий уровень налогообложения» (38%).
В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в промышленности — в декабре не изменился по сравнению с ноябрем и составил минус 3%.
Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности
Источники: по России – Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по Европе – Economic and Financial Affairs, European Commission
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:
Перспективы развития промышленности в 2015 году крайне неблагоприятные из-за дефицита источников роста и наличия внешних проблем.
Исходя из мнений участников конъюнктурных опросов и анализа текущей экономической ситуации, можно выделить основные барьеры на пути создания благоприятного делового климата как в промышленности в целом, так и на отдельных предприятиях в частности:
- достаточно низкий инвестиционный спрос на продукцию отечественных предприятий на фоне замедления потребительского спроса со стороны конечного потребителя — населения;
- хроническое вялотекущее снижение финансовых результатов промпредприятий (собственные средства, прибыль, рентабельность). Сегодня рентабельность предприятий обрабатывающей промышленности ниже средней ставки банковского процента по кредитам, что сдерживает возможности привлечения заемных средств;
- слабая инвестиционная, модернизационная и инновационная активность российских промпредприятий, хотя это является одним из ключевых факторов торможения производства.
Все большим тормозом на пути развития промышленности является возрастающая неопределенность предпринимательского сообщества в оценке текущих и, главное, ожидаемых экономических и политических событий.
В первую очередь, это связано с санкциями западных стран, инфляционными рисками на внутреннем рынке, волатильностью на валютном рынке и ростом ключевой ставки по кредитам. Беспрецедентный размер оттока капитала, тормозящий инвестиционную активность в отрасли, также ухудшает ситуацию. С учетом неопределенности экономических событий, многие предприниматели предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь над долгосрочным стратегическим планированием своего бизнеса. Они вкладывают свободные финансовые средства не в расширение производства, а в повышение заработной платы или выводят их за рубеж до наступления лучших времен.
Мария Денисова, для OPEC.ru