Ритейлеры заработали на ажиотажном спросе
Благодаря панике потребителей в конце 2014 года предприятиям розничной торговли удалось избежать рецессии. Опасаясь исчезновения импортных товаров и повышения цен, россияне «на последнее» покупали впрок бытовую технику, электронику, одежду и обувь, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.
К концу года розничная торговля почти полностью погрузилась в стагнацию. Падение зарплат и снижение покупательской активности населения, инфляция и девальвация рубля привели к заметному ухудшению состояния ритейла.
В IV квартале 2014 года, значение основного индикатора обследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) оказалось худшим за последние пять лет (начиная с кризисного 2009 года), составив плюс 1%. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности четырех тысяч организаций в III квартале текущего года, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.
Хуже всего себя чувствовала продовольственная розница. ИПУ в продуктовом ритейле показал беспрецедентное падение индикатора до 0% по сравнению с +5 — +7% в среднем за последние пять лет. Такого не было даже в разгар кризиса 2008—2009 годов, когда за счет сохранения потребительской активности розница достаточно быстро преодолела внешний шок и взяла курс на восстановление, отметили экономисты ЦКИ. Негативное воздействие на спрос здесь оказала инфляция. 60% ритейлеров вынуждены были в конце года переписать ценники в своих магазинах.
В итоге, в IV квартале более 30% респондентов зафиксировали физическое уменьшение продаж относительно III квартала 2014 года, а 40% впервые с 2009 года констатировали снижение прибыли. Столь негативные изменения привели к сокращению занятости в отрасли. По сравнению с началом года, динамика сокращений усилилась в два раза. Об увольнениях сообщили 30% предпринимателей.
Ситуация в отрасли в целом могла бы быть еще хуже, если бы не ажиотажный спрос на товары длительного пользования. Панические настроения на рынке, ожидание дефицита импорта и роста цен, заставили покупателей «на последние» запасаться впрок холодильниками, телефонами и телевизорами «по старой цене», что поддержало непродовольственный ритейл и рынок в целом. «В результате, именно продажа товаров длительного пользования оказалась основным импульсом, внесшим относительно позитивный вклад в динамику развития розничной торговли за IV квартал», — подчеркивается в мониторинге ИСИЭЗ.
Авторы мониторинга предупреждают: в начале 2015 года население резко снизит свою покупательскую активность, что может серьезно ударить не только по торговой рознице, но и по экономике в целом.
Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в организациях розничной торговли
Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:
К сожалению, грядущий 2015 год розница встречает с самыми наихудшими результатами со времен, казалось бы, давно забытого 2009 года. Как и предполагалось, внешнеторговые ограничения и девальвация национальной валюты оказали мощный удар по одному из самых социальных, и, как следствие, стратегических сегментов российской экономики.
В результате девальвации рубля, население скупает импортные товары исходя из принципа — «покупай, пока еще не окончательно подорожало». Из-за падения зарплат, торможения реальных располагаемых доходов населения, роста цен на импортные товары, сокращения инвестиций, экономической неопределенности, ослабления рубля, ускорения продовольственной инфляции, в ближайшие месяцы, скорее всего, мы увидим заметное ухудшение финансово-экономического состояния розничной торговли.
Сегодняшняя потребительская модель поведения домашних хозяйств, достаточно ясная и прагматичная, которая всегда повторяется в период повышенной турбулентности на валютном рынке и неопределенности экономической ситуации — это максимально сделать закупки товаров длительного пользования, включая инвестиционные товары. Затем население резко снизит свою покупательскую активность, перейдя к ограниченному потреблению только товаров и продуктов, необходимых для текущего жизненного обеспечения. Также, если будет возможность, население начнет сберегать часть дохода для создания своих суверенных резервов, включая валютные, и фондов своего благосостояния в целях минимизации возможных социальных потерь от объявленного курса «затягивания поясов».
Сегодня задача государства состоит в том, чтобы в кратчайшее время при помощи политических и экономических механизмов вывести домашние хозяйства из возможного потребительского ступора. Нельзя забывать, что именно потребительский спрос в последние два года являлся ключевым драйвером роста экономики. Иначе, не позднее начала весны следующего года, экономика войдет в рецессию и дальнейшим сползанием в зону отрицательных темпов экономического роста с непредсказуемыми негативными социальными последствиями.
Мария Денисова, для OPEC.ru