• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Оптовики повысят цены

Малые предприятия оптовой торговли продолжают наращивать обороты даже в условиях экономической нестабильности и денежного дефицита. Но жить им становится все сложнее. Бизнес стратегия сегодняшнего дня: краткосрочная маневренность вместо долгосрочной стратегии, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в пилотном выпуске мониторинга делового климата в малых оптовых организациях.

Первый выпуск мониторинга посвящен состоянию дел в малых оптовых компаниях во II полугодии 2014 года и ожиданиям предпринимателей на I полугодие 2015 года.

Эксперты проанализировали мнения руководителей 1200 оптовых организаций. Опрос проведен по заказу НИУ ВШЭ в октябре 2014 года АНО «Статистика России».

Проведенное исследование оптовых малых организаций показало: во втором полугодии 2014 года отрасль смогла сохранить неплохие темпы роста, заметно опережающие некоторые другие виды экономической деятельности малого бизнеса (например, розничный сегмент, и особенно промышленность и строительство). Ярким тому свидетельством выступает положительное значение основного результирующего индикатора исследования – индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), которое по итогам II полугодия составило +3%. Для сравнения: ИПУ за этот период в розничной торговле зафиксирован на отметке +1%, а в промышленности и строительстве он оказался вообще отрицательным -9% и -18% соответственно.

Удачный II квартал эксперты ЦКИ, правда, связывают в большей степени с календарным фактором и запоздалой реакцией оптовиков на изменения экономической конъюнктуры. «Наступление осенне-зимнего сезона традиционно способствует торговому процессу», - подчеркнули экономисты.

В то же время подробный анализ ключевых показателей деятельности оптовых компаний рассеивает внешний оптимизм. Сокращение спроса и невысокая интенсивность продаж, снижение прибыли и сокращение кадров, рост цен и повышение издержек оказывали сильное негативное давление на бизнес, вынуждая предпринимателей прибегать к недобросовестным приемам в конкурентной борьбе и использовать краткосрочные схемы выживания вместо долгосрочных стратегий.

Основными проблемами для оптовиков во второй половине года стали дефицит финансов, дорогие кредиты, непредсказуемость поставщиков и общая экономическая неопределенность.

Так, 53% респондентов заявили, что вести бизнес им мешает дефицит денежных средств, 55% пожаловались на высокие процентные ставки по кредитам, 58% руководителей констатировали неопределенность текущей экономической обстановки, как один из главных факторов, лимитирующих торговый процесс.

Итогом всех этих сложностей стало снижение торговой наценки оптовых компаний до 18% (нормальной считается наценка в 27%) и увеличение цен. «Более четверти оптовиков во II полугодии текущего года подняли цены, традиционно используя данный рычаг в качестве оптимизации своих управленческих схем», - подчеркивается в мониторинге.

Авторы исследования предупреждают: в планах 33% предпринимателей в I полугодии 2015 года повысить отпускные цены.

Руководители малых торговых компаний выделили топ-10 лимитирующих факторов для своего бизнеса:

  • недостаточный спрос на реализуемые товары – 65% руководителей;
  • неопределенность экономической обстановки – 58% руководителей;
  • высокие налоговые ставки – 58% руководителей;
  • высокая стоимость аренды помещений – 56% руководителей;
  • неразвитость логистической инфраструктуры, высокие транспортные расходы – 56% руководителей;
  • высокие проценты по кредиту – 55% руководителей;
  • инфляция– 55% руководителей;
  • объем собственных финансовых срдств – 53% руководителей;
  • недобросовестная конкуренция – 50% руководителей;
  • монополизм на рынке сбыта – 46% руководителей.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Несмотря на достаточно скромные результаты, показанные во II полугодии 2014 года, отрасли все-таки удалось сохранить статус относительно позитивного вида деятельности, по крайней мере, по сравнению с депрессивными промышленностью и строительством.

Однако, учитывая запаздываемость развития сектора, по всей вероятности уже в краткосрочном периоде торговлю неминуемо ожидает ухудшение состояния делового климата. Продолжая накапливать дестабилизационную компоненту, оптовики были втянуты в крайне неординарные экономические события, масштабный эффект от которых неминуемо затронет их результаты деятельности в 2015 году.

Принимая во внимание развитие ситуации в части основных количественных и качественных показателей российской экономики, а также конъюнктуры на товарных рынках, рассчитывать на нейтрализацию обозначенных тенденций не следует. Тем более, что деловой климат продолжит формироваться на российской «платформе малого бизнеса». Это значит что национальный код, определяющий развитие подобных организаций, сохранит национальную индивидуальность институциональных и инфраструктурных параметров, которые, к сожалению не способны снизить градус отраслевых проблем. Напротив, как показывает обследование, по большей части предприниматели были обеспокоены и выражали крайне негативные оценки по проблемам, в большей степени зависящих не от экономических вызовов, а от внутренних факторов. Так, по мнению 74% руководителей оптовых фирм защита интересов предпринимателей общественными организациями за последние три года полностью отсутствовала. Руководители были крайне недовольны давлением фискальных и контролирующих органов, ведь, по мнению 53% респондентов, именно налоговый контроль является самым проблемным видом проверок.

Очевидно, что имеющиеся адаптационные модели ведения бизнеса в новом формате геополитических и экономических вызовов в 2015 году придется корректировать в жестком режиме.

Мария Денисова, для OPEC.ru