• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Инсайты и инсайды о магистратуре ИСИЭЗ

«У нас есть девиз, которого мы стараемся придерживаться: “Программа для студентов, не для профессоров”», — широко улыбаясь, говорит Дирк Майснер, академический руководитель магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» на ее Дне открытых дверей. 14 апреля более двух часов шел доверительный разговор с участием потенциальных и нынешних студентов, преподавателей, представителей органов государственного управления, институтов развития и бизнеса по поводу того, чему, как и для чего стоит учиться в Вышке на этой программе.



Инсайты

Слова «инновации», «технологии», «инновационная политика» можно слышать в СМИ, от коллег и знакомых по несколько раз в день, но что за ними стоит? Читаем в газете: «Швейцария — самая инновационная страна», но как этот уровень инноваций измеряется? На магистерской программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» студенты учатся не просто грамотно оперировать такими понятиями, но и понимать, как инновационная система работает изнутри.

Одна из основных целей программы — научить конвертировать идею в реальный продукт, который выйдет на массовый рынок, вдохновит людей. Объяснить, что и как должны для этого сделать исследователи, предприниматели и представители власти. Зачастую между ученым и менеджером возникает проблема взаимопонимания в силу разных взглядов на продвижение продукта. Ученый не всегда может чувствовать и понимать реалии рынка, а менеджер — разбираться в нюансах научного изобретения, поэтому требуется грамотный специалист, который умеет наладить между ними эффективную коммуникацию и сотрудничество.

Особенность программы — участие студентов в исследовательской работе. Во время учебы студенты смогут пройти исследовательскую практику в иностранных вузах и принять участие в программах студенческого обмена или программах двойного диплома, организуемых совместно с зарубежными вузами-партнерами. Подробнее о них можно прочитать на сайте программы. Учебный план включает блок теории и анализ конкретных кейсов, поэтому полученные знания пригодятся в академической карьере, в бизнесе и в госуправлении.

«Вышка является одним из наших ключевых партнеров по подготовке аналитических материалов. Мы совместно работаем над развитием инновационных кластеров, инжиниринговых центров, развитием внешнеэкономических связей. В частности, НИУ ВШЭ помогает с подготовкой аналитики для Минэкономразвития, когда мы представляем интересы нашей страны в Организации экономического сотрудничества и развития», — рассказывает Артем Шадрин, директор департамента социального развития и инноваций министерства. 

«Компетентность НИУ ВШЭ подтверждена работами для Газпрома. Университет имеет статус опорного вуза компании, и новая образовательная программа НИУ ВШЭ, безусловно, должна способствовать появлению специалистов с уникальным набором знаний, чрезвычайно актуальных для управления инновациями, так как это основа успешного бизнеса», — считает Николай Нестеров, заместитель начальника управления ОАО «Газпром».

Артем Шадрин, Леонид Гохберг, Игорь Агамирзян, Николай Нестеров, Джонатан Линтон
Артем Шадрин, Леонид Гохберг, Игорь Агамирзян, Николай Нестеров, Джонатан Линтон

Текущая повестка правительства в области инноваций предполагает перевод экономики на технологические рельсы с учетом кратко- и долгосрочных приоритетов, сказал директор и председатель правления ОАО «Российская венчурная компания» Игорь Агамирзян. Для того чтобы понимать, как развиваются технологические тренды и что станет драйвером роста через 15–20 лет, надо не только иметь широкое представление о существующих разработках, но также владеть инструментами технологического прогнозирования. По словам Игоря Рубеновича, в Высшей школе экономики сформирована самая сильная школа форсайта (метод, позволяющий обоснованно прогнозировать направления развития приоритетных направлений науки). Располагая всем арсеналом знаний, можно стать лидерами будущего технологического прорыва. «Некоторые российские компании уже лидируют на международном рынке, например, бренд Kaspersky стал общеизвестным, многие компании IT-сектора родом из России прекрасно себя чувствуют в глобальной среде. Тем не менее, развитость технологического рынка у нас совершенно не соответствует человеческому и кадровому капиталу в общем объеме экономики России, поэтому все чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы рассматривать реальную инновационную деятельность в более долгосрочной перспективе, это декларируется на самом высоком уровне. То есть необходимо определиться здесь и сейчас, чему нужно учить детей и студентов в школах и университетах, чтобы получить достаточное количество кадров, которые составят ядро будущей экономики нашей страны», — утверждает Игорь Агамирзян.

Инсайды

«Скажу честно, первые полгода я совершенно не понимала, чему меня учат, — делится своими впечатлениями о магистерской программе студентка первого курса Алена Протасова, — но потом осознала, как здесь круто и полезно». В первом полугодии в программе очень много фундаментальных теоретических блоков, что сначала приводит студентов в замешательство, но потом прикладных курсов становится все больше и соотношение между теорией и практикой выравнивается.

«Как ни странно, прежде всего вас начнут учить писать — на научном языке. Конечно, вы и так много всего писали: сочинения, эссе, диплом…  Но как правильно ставить “research question”, научат только у нас. Среди преподавателей есть редакторы крупных научных журналов, — рассказывает студент программы и стажер-исследователь ИСИЭЗ Павел Бахтин. — Еще вы освоите практические навыки поиска информации: библиометрический, статистический и патентный анализ». Интересной особенностью программы является мультидисциплинарный характер обучения: «У нас в команде могут быть одновременно экономисты, управленцы, медики, музыканты, — далеко не всех перечислил Павел. — Выполняя групповое задание, каждый может внести свой ценный вклад».

У студентов много свободы, в хорошем смысле, преподаватели приветствуют их собственные идеи, дают возможность заниматься тем, что интересно, говорит еще один магистрант Владислав Беляев. На магистерскую программу попадают (по конкурсу портфолио) люди с очень разным бэкграундом. «Нас больше интересуют ваши достижения, стремления, хобби, интересы», — признался  Леонид Гохберг, первый проректор НИУ ВШЭ и директор ИСИЭЗ. Но и оценки в дипломе бакалавра имеют значение, поскольку базовые требования к поступающим довольно жесткие — к уровню владения английским языком и не только.

Нацеленность на результат, стратегически важный для подъема экономики знаний, мультидисциплинарность и открытость к поиску нестандартных решений привлекают учащихся Вышки и других российских и зарубежных вузов. По итогам приемной кампании-2014 новая магистерская программа ИСИЭЗ уже в год своего открытия вошла в топ-7 магистерских программ Вышки.

Андрей Кучеров