• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Индустрия адаптировалась к финансовым шокам

Погружение в рецессию промышленных предприятий в апреле приостановилось. Бизнес стал приспосабливаться к скачкам на финансовом и валютном рынках и менее остро реагировать на неопределенность экономической ситуации. Несмотря на слабый спрос, нефте- и деревообработчики начали увеличивать производство, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ в очередном мониторинге делового климата в промышленности.

В апреле 2015 года положение российских промышленных предприятий в целом не изменилось по сравнению с предыдущим месяцем.

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в промышленности — сохранил значение марта — минус 7%.

Слабый спрос, финансовые проблемы и неопределенность экономической ситуации не давали бизнесу расти. При этом ряд ключевых показателей деятельности немного ухудшился, а ряд других показателей улучшился, что в целом настраивает на оптимистичный лад, отметили эксперты ЦКИ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Они проанализировали мнения руководителей около четырех тысяч крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Росстатом).

Так, среди негативных изменений оказалось снижение спроса. В апреле была зафиксирована самая низкая доля респондентов за весь посткризисный период (с 2009 года), сообщивших о росте спроса на свою продукцию по сравнению с предыдущим месяцем (лишь 14%). При этом 17% респондентов констатировали сокращение спроса и почти 70% сохранили его мартовский уровень.

Ослабление спроса потянуло за собой и финансовые проблемы промышленных компаний. В апреле показатели собственных финансовых средств и прибыли ухудшились.

В то же время средний уровень загрузки производственных мощностей увеличился до 61%. Лидерами по интенсивности производства оказались предприятия, производящие кокс и нефтепродукты (79%), обрабатывающие древесину и производящие изделия из дерева (73%).

Как отмечают эксперты ЦКИ, произошло это на фоне снижения инфляции и доли предприятий, жалующихся на «неопределенность экономической ситуации в стране». После почти годового галопирующего восхождения значение данного негативного фактора в апреле составило 45%, что на 1% ниже, чем в предыдущем месяце. «Предприниматели постепенно адаптируются к новым экономическим реалиям, связанным, в первую очередь, с новым плато цен и курсом рубля, и приноравливаются к функционированию своих предприятий в соответствующих условиях», — объясняют экономисты ЦКИ.

При этом они предупреждают: чтобы адаптация не превратилась в долгосрочную стагнацию (когда бизнес ставит перед собой цель просто не уйти в «минус»), необходимы активные меры господдержки. А именно, увеличение госинвестиций, снижение налогов и административных барьеров, бюджетная помощь и переход от фрагментарных к комплексным, структурным, институциональным и управленческим реформам.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности

Источники: по России — Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по Европе — Economic and Financial Affairs, European Commission.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Спад промпроизводства оказался не таким глубоким, как предполагали многие эксперты и сами участники опросов, особенно в эпицентре негативных событий на нефтяном и валютном рынках в декабре прошлого года. Видимо, предприниматели не могли предположить столь быстрой относительной стабилизации в финансовой сфере, улучшения ценовой конъюнктуры на нефтяном рынке и соответствующего укрепления курса национальной валюты. На отсутствие более серьезных провалов в отрасли повлияла также стабилизация геополитической ситуации, снижение инфляционных ожиданий и начало процесса импортозамещения.

Конечно, промышленность в целом в середине лета, скорее всего, медленно «заползет» в зону рецессии и закончит 2015 год с отрицательным результатом, но абсолютно очевидно, что годовые темпы спада в промышленности будут значительно ниже, чем в других базовых отраслях экономики страны.

При этом внутри обрабатывающей промышленности уже проявились свои локомотивы роста. Абсолютным лидером обрабатывающей промышленности стало химическое производство. В марте Росстат зафиксировал по данному виду промышленной деятельности просто выдающиеся темпы роста по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (111,4%). Столь впечатляющий результат объясняется не столько относительно низкой базой сравнения, сколько, в первую очередь, использованием отраслью своих двух преимуществ — экспортной ориентации и импортозамещения. Продукция химической промышленности занимает третье место в структуре экспорта РФ. В результате девальвации рубля отрасль получила курсовую выгоду от реализации своей продукции на внешнем рынке.

Ослаблением рубля также объясняется и начавшийся процесс импортозамещения в химпроме. Продукция химической промышленности и каучук в последние годы занимают второе место в структуре импорта в РФ, при этом опережая в стоимостном объеме завозимые в Россию продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

Начавшийся процесс импортозамещения особенно заметен на примере фармацевтической продукции. По данным Росстата, темп роста производства этого вида продукции в марте текущего года составил 110%.

Мария Денисова, для OPEC.ru