• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Туризм поддержал сектор услуг

Сектор услуг прекратил падение весной 2015 года в основном благодаря сезонному оживлению в туризме и гостиничном бизнесе. Однако говорить о выходе из стагнации пока рано. Продолжающееся снижение потребительского спроса и ухудшение финансового положения компаний сдерживают деловую активность в отрасли, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг.

Несмотря на продолжение негативной динамики всех ключевых показателей, характеризующих состояние сектора услуг (потребительского спроса и оборота, численности работников и прибыли, а также финансового положения компаний), во II квартале деловой климат в отрасли несколько улучшился. Произошло это благодаря сезонному оживлению в сфере туризма, гостиничного бизнеса и санаторно-курортных услуг.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности более 5,5 тысяч организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России. Обследование проведено Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) вырос относительно предыдущего квартала на 11%, однако не смог выйти за пределы зоны отрицательных значений, остановившись на отметке -1%.

«Результаты опроса свидетельствуют о продолжении спада деловой активности на рынке услуг во II квартале 2015 года. Некоторое улучшение настроений предпринимателей по сравнению с предыдущим кварталом носит исключительно сезонный характер и не может свидетельствовать о системном улучшении бизнес-климата в этом секторе экономики»,  утверждают авторы мониторинга.

Число предпринимателей, отметивших снижение потребительского спроса, объема оказанных услуг и полученной прибыли, во II квартале существенно превышало число тех, кто сообщил о позитивных сдвигах. Так, 21% респондентов констатировали ухудшение экономического положения организаций, 29% пожаловались на снижение прибыли (рост на 6% в годовом интервале).

«Продолжение спада деловой активности в сфере услуг объясняется, прежде всего, перманентным сокращением платежеспособного потребительского спроса»,  подчеркивается в мониторинге. Реальные располагаемые денежные доходы населения сокращаются уже семь месяцев подряд, причем эта тенденция в последнее время только усиливается, зарплата работающего населения снижается ускоренными темпами. Процентные ставки на потребительские кредиты и непредсказуемость экономической и геополитической ситуации ограничивают для большинства населения возможность использования заемных средств.

Финансовые проблемы домашних хозяйств неизбежно сказались на состоянии сервисных организаций — переходя в режим экономии, население пытается создавать личные резервные фонды и фонды семейного благосостояния, отказываясь от приобретения необязательных услуг.

В итоге пострадали все: предприниматели, оказывающие бытовые услуги и занимающиеся ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования, а также рекламщики, риелторы, стоматологи, страховщики и многие другие. Весной 2015 года спрос снизился на 11 из 14 обследуемых видов услуг. Не смогли удержаться на плаву даже предприниматели, оказывающие услуги связи. На протяжении предыдущих трех лет проведения обследований они всегда позитивно оценивали показатели деловой активности своих организаций.

Позитивным исключением стали только туристические и санаторно-курортные услуги, находящихся сейчас на пике сезонного спроса, и услуги ломбардов, что неудивительно при продолжающемся снижении реальных доходов населения.

Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

В условиях стагнации в реальном секторе экономики не только население, но и большинство компаний вынуждены максимально сокращать расходы, что ведет к падению спроса на услуги по стороны бизнеса.

В частности, наблюдается депрессия на рынке рекламных услуг, несмотря на обвальное падение стоимости контента. Единственным растущим сегментом данного рынка остается интернет-реклама. Все остальные рекламные площадки, включая ТВ, радио, печатные издания, переживают полноценный кризис, сопоставимый с кризисом 2009 года. Закрываются многие издания, массово сокращается персонал рекламных компаний.

Впрочем, не только рекламный сегмент, но и сфера услуг в целом дает рабочие места и, соответственно, денежные доходы значительной части населения страны, особенно в «малых» городах России, которые не располагают большим количеством производственных структур для обеспечения занятости.

К сожалению, одним из основных отличий сегодняшнего кризиса от предыдущего 2008–2009 годов, по-видимому, будет более долгое восстановление реальных денежных доходов населения. Соответственно, высокая зависимость сферы услуг от платежеспособного спроса населения не даст отрасли выйти из депрессии быстрыми темпами.

Мария Денисова, для Opec.ru