Ритейл выходит из стагнации
Пик панических настроений в ритейле пройден, однако до выхода отрасли из кризиса еще далеко. Обедневшее население вошло в режим жесткой экономии и пока выходить из него не собирается, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.
Во II квартале 2015 года розничная торговля начала выходить из стагнации. Источниками активизации торговой деятельности стали: наступление весенне-летнего периода и оптимистичные прогнозы ритейлеров на вторую половину года. Все ключевые показателями торговли, такие как заказы, объем продаж, товарооборот, улучшились, хотя и не смогли пока преодолеть рубеж отрицательной зоны. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности четырех тысяч организаций, проведенного ЦКИ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.
«Впервые со II квартала 2014 года оценки респондентов характеризовались скромной повышательной тенденцией, свидетельствуя о том, что пик панических настроений у бизнесменов пройден», — подчеркнули эксперты ЦКИ.
В итоге значение основного индикатора обследования – индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) — «вырвалось» из критической околонулевой зоны и достигло +4%. Это позволило говорить о выработке определенного иммунитета предпринимателей к негативным экономико-политическим и социальным факторам, определяющим динамику развития торгового процесса.
В то же время, уверены экономисты ИСИЭЗ, говорить о начале уверенного выхода отрасли из кризиса пока еще слишком рано. Улучшения наблюдаются лишь в продуктовом ритейле, в непродуктовом секторе дела обстоят намного хуже.
Розничную торговлю продолжает сдерживать «недостаточный платежеспособный спрос». На это пожаловались более половины предпринимателей. При этом снижение спроса на реализуемые товары констатировали 28% респондентов.
«Начавшаяся в 2014 году и сохраняющаяся в первой половине текущего года тенденция замедления роста реальных располагаемых денежных доходов населения, увеличение численности безработных, снижение реальной начисленной заработной платы, инфляционная составляющая, не способствовали качественной компенсации негативных трендов, характеризующих продажи и финансовый потенциал организаций», — указывается в мониторинге.
Негатива в сложившуюся ситуацию добавила также инфляция, всплеск которой отмечался и во II квартале 2015 года.
Эксперты ЦКИ считают, что вторая половина года кардинальных изменений в сектор розничной торговли не принесет. Разве что замедлится рост цен, а «предприниматели, не раз испытанные на прочность, продолжат функционирование в текущих дискомфортных рамках, но уже без эмоций, технически отрабатывая конъюнктурные посылы».
Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в организациях розничной торговли
Комментирует Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:
Разворот большинства негативных трендовых траекторий деятельности организаций свидетельствует о прохождении острой фазы кризиса. Однако изменения не дают оснований быть уверенными в наращивании позитивных корректив в ближайшей перспективе. Судя по сложившейся ситуации, наблюдаемая активность в секторе отнюдь не связана с «включением» всех факторов поддержки для бизнеса и нейтрализации деструктивных явлений. Напротив, лето 2015 года стало новым этапом введения санкций против России, что, безусловно, в какой-то мере продолжит подавлять отечественный бизнес.
Тем не менее, максимальный эффект от продуктового эмбарго в принципе уже получен, и очередной удар вряд ли способен вызвать повторный ажиотажный диссонанс со стороны предпринимателей или потребителей. И те, и другие за год сумели максимально сконцентрироваться, выбрав для себя оптимизационную модель взаимодействия.
При этом, продление санкционного режима для российского товарного рынка будет способствовать дальнейшему процессу импортозамещения и адаптации российского потребителя под новую номенклатуру. Этот процесс уже проявился в анализируемом периоде: впервые с 2014 года оценки респондентов свидетельствовали о расширении ассортиментной матрицы. Причем наибольший рост товарного предложения прослеживался в организациях, реализующих продовольственные товары. Данная мера сопрягается с политикой крупного сетевого ритейла, который после пролонгации санкций намерен более активно снижать долю импорта.
Мария Денисова, для Opec.ru