• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Потребители потеряли уверенность

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал потребительские настроения россиян на основе ежеквартальных опросов Росстата, в которых участвовали свыше пяти тысяч человек из всех регионов РФ. Первые месяцы 2016 года российский потребитель прожил пессимистом. Настроения населения приблизились к антирекордам прошлых лет, отметили эксперты НИУ ВШЭ в информационном бюллетене «Индекс экономического настроения (ИЭН НИУ ВШЭ) в I квартале 2016 года».

В I квартале 2016 года российские потребители были настроены пессимистично. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) составил (–30%). Это одно из самых низких значений за шестнадцать лет, хотя далеко не самое: (–58%) в IV квартале 1998 года.

Рисунок 1. Индекс потребительской уверенности

Источник: Росстат

До рекордных «минусов» за 6,5 лет опустились два компонента ИПУ – индексы произошедших изменений личного материального положения и ожидаемых изменений в экономике России.

Большинство респондентов не предполагают роста экономики в ближайшие двенадцать месяцев. 41% ждет негативных сдвигов, на позитивные надеются лишь 15%.

Заметно усилился пессимизм в отношении собственного благосостояния. Отрицательно его динамику оценили 53% (кварталом ранее  48%). Ухудшение своего финансового положения спрогнозировали 33% (кварталом ранее  31%) респондентов.

Одного из худших значений за последние годы (–43%) достиг индекс благоприятности условий для крупных покупок. До (–49%) снизился индекс благоприятности условий для сбережений. «Большая часть населения уверена, что условия и для сбережения средств, и для траты их на покупку дорогих товаров длительного пользования в настоящий момент не только неблагоприятны, но и продолжают ухудшаться»,  сделали вывод эксперты ЦКИ.

Анализ ИПУ показал традиционные различия настроений по возрастным группам. Самой оптимистичной оставалась молодежь. Жители страны старше пятидесяти лет отличались  самые пессимистичные.

Существенно потеряли потребительскую уверенность россияне 30–49 лет:  с (–27) до (–31)%. «Оценки средней и старшей возрастных групп заметно различаются в благополучные годы и становятся практически одинаковыми в период кризисов», объяснили авторы мониторинга. Возможными причинами такого выравнивания они считают кризисную оптимизацию издержек производства и напряженную ситуацию на рынке труда, которые резко снижают уверенность экономически активных потребителей.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

«В настоящее время очевидно, что одним из главных негативных бенефициаров падения экономики страны стало население.

Если сравнивать поведение экономики в предыдущий кризис (2008–2009 годы) и кризис 2015 года, то можно с уверенностью констатировать, что нынешний спад ВВП страны (–3,8% в 2015 году) гораздо менее глубокий, чем в 2009 году (–8,2%). С другой стороны, характерной чертой сегодняшнего кризиса стало заметное ухудшение качества и уровня жизни людей. Реальные располагаемые денежные доходы населения в настоящее время падают уже шестнадцать месяцев подряд.

Следует иметь в виду, что годовые темпы роста реальных доходов в 2008 и 2009 годах не только не падали, но и росли. Следовательно, экономические потери текущего кризиса, причем не такие значительные как в 2009 году, оплачивают не только бюджет и корпоративный бизнес, но и население.

Выявляемое в последних опросах ухудшение индекса потребительской уверенности может негативно повлиять на рост концентрации населения по уровню располагаемых доходов. Главное здесь даже не в ограничении доступа к продуктам питания и товарам длительного пользования. Экономические кризисы никогда не продолжаются вечно, ситуация обязательно нормализуется, и корзина потребления восстановится. Главное, чтобы у населения резко не сократился доступ к социальным стандартам: здравоохранению, образованию, общим навыкам и знаниям, включая доступ к российскому и мировому культурному наследию. Если в этом направлении для части населения проблема усилится, то с лагом 5–10 лет можно ожидать негативного эффекта для общества в целом».

Полный текст бюллетеня «Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) в I квартале 2016 года» (PDF, 1.38 Мб)

Светлана Салтанова для IQ.hse.ru