Потребители потеряли уверенность
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал потребительские настроения россиян на основе ежеквартальных опросов Росстата, в которых участвовали свыше пяти тысяч человек из всех регионов РФ. Первые месяцы 2016 года российский потребитель прожил пессимистом. Настроения населения приблизились к антирекордам прошлых лет, отметили эксперты НИУ ВШЭ в информационном бюллетене «Индекс экономического настроения (ИЭН НИУ ВШЭ) в I квартале 2016 года».
В I квартале 2016 года российские потребители были настроены пессимистично. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) составил (–30%). Это одно из самых низких значений за шестнадцать лет, хотя далеко не самое: (–58%) в IV квартале 1998 года.
Рисунок 1. Индекс потребительской уверенности
Источник: Росстат
До рекордных «минусов» за 6,5 лет опустились два компонента ИПУ – индексы произошедших изменений личного материального положения и ожидаемых изменений в экономике России.
Большинство респондентов не предполагают роста экономики в ближайшие двенадцать месяцев. 41% ждет негативных сдвигов, на позитивные надеются лишь 15%.
Заметно усилился пессимизм в отношении собственного благосостояния. Отрицательно его динамику оценили 53% (кварталом ранее — 48%). Ухудшение своего финансового положения спрогнозировали 33% (кварталом ранее — 31%) респондентов.
Одного из худших значений за последние годы (–43%) достиг индекс благоприятности условий для крупных покупок. До (–49%) снизился индекс благоприятности условий для сбережений. «Большая часть населения уверена, что условия и для сбережения средств, и для траты их на покупку дорогих товаров длительного пользования в настоящий момент не только неблагоприятны, но и продолжают ухудшаться», — сделали вывод эксперты ЦКИ.
Анализ ИПУ показал традиционные различия настроений по возрастным группам. Самой оптимистичной оставалась молодежь. Жители страны старше пятидесяти лет отличались — самые пессимистичные.
Существенно потеряли потребительскую уверенность россияне 30–49 лет: с (–27) до (–31)%. «Оценки средней и старшей возрастных групп заметно различаются в благополучные годы и становятся практически одинаковыми в период кризисов», — объяснили авторы мониторинга. Возможными причинами такого выравнивания они считают кризисную оптимизацию издержек производства и напряженную ситуацию на рынке труда, которые резко снижают уверенность экономически активных потребителей.
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:
«В настоящее время очевидно, что одним из главных негативных бенефициаров падения экономики страны стало население.
Если сравнивать поведение экономики в предыдущий кризис (2008–2009 годы) и кризис 2015 года, то можно с уверенностью констатировать, что нынешний спад ВВП страны (–3,8% в 2015 году) гораздо менее глубокий, чем в 2009 году (–8,2%). С другой стороны, характерной чертой сегодняшнего кризиса стало заметное ухудшение качества и уровня жизни людей. Реальные располагаемые денежные доходы населения в настоящее время падают уже шестнадцать месяцев подряд.
Следует иметь в виду, что годовые темпы роста реальных доходов в 2008 и 2009 годах не только не падали, но и росли. Следовательно, экономические потери текущего кризиса, причем не такие значительные как в 2009 году, оплачивают не только бюджет и корпоративный бизнес, но и население.
Выявляемое в последних опросах ухудшение индекса потребительской уверенности может негативно повлиять на рост концентрации населения по уровню располагаемых доходов. Главное здесь даже не в ограничении доступа к продуктам питания и товарам длительного пользования. Экономические кризисы никогда не продолжаются вечно, ситуация обязательно нормализуется, и корзина потребления восстановится. Главное, чтобы у населения резко не сократился доступ к социальным стандартам: здравоохранению, образованию, общим навыкам и знаниям, включая доступ к российскому и мировому культурному наследию. Если в этом направлении для части населения проблема усилится, то с лагом 5–10 лет можно ожидать негативного эффекта для общества в целом».
Полный текст бюллетеня «Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) в I квартале 2016 года» (PDF, 1.38 Мб)
Светлана Салтанова для IQ.hse.ru