• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Что общего между ученым и квантовым объектом?

Академическая мобильность уже давно стала важным элементом мирового научного рынка труда. Помимо России наших ученых чаще всего можно встретить в США, Германии, Франции и Великобритании. К такому наблюдению пришли авторы исследования синхронной международной научной мобильности, проведенного в рамках проекта «Мониторинг рынка труда научных кадров высшей квалификации» НИУ ВШЭ.

Научная мобильность стала следствием международного разделения научного труда, и может принимать формы временной или удаленной частичной занятости. О синхронной международной научной мобильности можно говорить, когда исследователь одновременно занимает несколько постов в научных учреждениях, расположенных в разных странах.

Автор изучают феномен синхронной международной научной мобильности с помощью метода аффилиаций, то есть выявления места основной работы автора, где проводилось его исследование. Анализируют библиометрические записи из базы данных Web of Science Core Collection (Thomson Reuters), описывающие публикации российских ученых, а также социально-экономические индикаторы для 56 стран, в которых они работают помимо России.

Непривязанность современного ученого к конкретному рабочему месту приводит к тому, что рынок исследований не только глобализируется, но и виртуализируется. «Мобильный ученый приобретает черты, свойственные скорее квантовому объекту: de jure он одновременно работает в двух-трех организациях, расположенных в различных государствах, и в этом смысле как бы делокализован в географическом пространстве», — отмечают авторы.

Если проследить за географической локализацией мобильного российского ученого, то с наибольшей вероятностью он находится в России, затем следуют США, Германия, Франция, Великобритания. Согласно исследованию, в России доля мобильных ученых от общего числа отечественных исследователей, которые активно публикуются в иностранных и международных журналах, составляет около 10%. Для сравнения, по зарубежным данным, в Германии и Австрии их доля составляет  8%, в Великобритании — 7%, во Франции — 6%.

Проанализировав библиометрические данные и социально-экономические показатели 56 стран мира, исследователи пришли к выводу, что ученые из менее развитых стран работают в странах с развитой наукой в формате временной и удаленной частичной занятости, которая и принимает форму синхронной международной научной мобильности.

Что касается России, то она в системе глобальной науки находится между Востоком и Западом, между развитыми и развивающимися науками. Российские мобильные авторы в пространстве аффилиаций распределены сильно неравномерно: страны G7 и Швейцария дают непропорционально много аффилиаций (57,8%) по сравнению с Японией, Китаем, Южной Кореей, Бразилией и Индией (9,3%). Высокоцитируемые мобильные российские авторы получают зарубежные аффилиации в организациях более развитых в научном отношении стран по сравнению с менее цитируемыми мобильными российскими авторами.

«Карта аффилиаций» мобильных российских ученых показывает, что пока, — как считают авторы исследования, — притяжение Запада сильнее обаяния Востока.

Рис. Вероятность обнаружения мобильного российского автора в странах мира


Источник: НИУ ВШЭ, 2016


Авторы исследования — заведующий отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ Наталья Шматко, главный научный сотрудник ИСИЭЗ Юрий Качанов и сотрудник Американской ассоциации содействия развитию науки Юлия Маркова.

Результаты их работы описаны в статье Synchronous international scientific mobility in the space of affiliations: Evidence from Russia.

В ближайшее время выйдет книга The Science and Technology Labor Force: The Value of Doctorate Holders and Development of Professional Careers / Ed. by L. Auriol, L. Gokhberg, N. Shmatko. L., NY, Dordrecht, Heidelberg: Springer International Publishing, 2016.

Публикации в СМИ:

Эксперты ВШЭ оценили научную мобильность российских ученых (ТАСС, 02.06.2016)

Российские ученые работают в нескольких странах чаще зарубежных коллег (IQ.HSE 06.06.16)