• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Шелковый путь» китайских кластеров

2—7 июля 2016 года сотрудники ИСИЭЗ Михаил Голанд и Екатерина Исланкина участвовали в деловой миссии Российской Федерации в города Яньтай и Цзинань (КНР) по изучению лучших практик развития промышленных кластеров и технопарков, а также делились опытом НИУ ВШЭ в области региональной инновационной и кластерной политики на конференции Ассоциации зон новых и высоких технологий «Шелковый путь».

Деловую миссию организовал Минпромторг России совместно с Ассоциаций кластеров и технопарков (АКиТ) и Российской кластерной обсерваторией НИУ ВШЭ. В составе делегации также были представители Евразийской экономической комиссии, органов власти и институтов развития девяти российских регионов. Возглавил ее замдиректора Департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Денис Цуканов.

Церемония открытия учредительного собрания
Ассоциации зон новых и высоких технологий
«Шелковый путь»

Китай выбрали в качестве бенчмарка кластеров и технопарков неслучайно. В стране с момента начала экономических реформ конца 1970-х промышленные кластеры, особые экономические зоны (ОЭЗ) и технопарки получили мощный импульс к развитию вследствие курса на индустриализацию. Промышленная политика стала одним из ключевых факторов «китайского чуда», наряду с политикой поддержки МСП, привлечения инвестиций, строительства и инфраструктурного развития, либерализации внешнеэкономической деятельности и пр.

Деловая миссия Российской Федерации совпала с проведением в г. Яньтай провинции Шаньдун учредительного собрания и конференции Ассоциации зон новых и высоких технологий «Шелковый путь». Именно здесь в 1998 году была создана Китайско-Российская база промышленного освоения новых и высоких технологий в целях всесторонней поддержи деятельности по укреплению и продвижению научного сотрудничества между Россией и Китаем, расширению каналов кооперации в инновационной сфере с акцентом на экономическую и технологическую взаимодополняемость двух стран. В рамках активности Китайско-Российской базы было запущено более 200 совместных проектов. Она же является одним из соорганизаторов Ассоциации зон новых и высоких технологий «Шёлковый путь».

«Шелковый путь исторически был путем новых открытий и сотрудничества, я надеюсь, что наше взаимодействие будет реализовываться на тех же принципах, и что все участники внесут взаимный вклад в научно-техническое и инновационное развитие стран и регионов Шелкового пути», — отметила в торжественном приветствии мэр г. Яньтай г-жа Чжан Юн Ся.

Знакомство и обмен опытом

В первый рабочий день члены российской делегации приняли участие в открытии учредительного собрания Ассоциации зон новых и высоких технологий «Шелковый путь». На нем были представлены истории успеха российско-китайской кооперации в области высоких технологий, а также новые проекты и предложения.

  Практический семинар с представителями
органов власти КНР

Ассоциация зон новых и высоких технологий «Шелковый путь» была создана при поддержке Министерства науки и технологий КНР, Министерства образования КНР, Ассоциации Дружбы Народов КНР-РФ и других организаций в рамках национальной стратегической программы нового «Шёлкового пути». Как рассказала секретарь рабочего комитета Государственной зоны освоения новых и высоких технологий г. Яньтай г-жа Лю Хунбо, цель Ассоциации — создание эффективной платформы для усиления научно-технического, инновационно-промышленного сотрудничества стран зоны Шелкового пути на принципах открытости и взаимной выгоды. «Опираясь на уже созданные механизмы, такие как Китайско-Российская база промышленного освоения новых и высоких технологий г. Яньтай, работающая с 1998 года и ставшая первым совместным центром технологического развития, а также Российско-Китайский научно-технический инновационный центр, открывшийся в 2016 году в технопарке «Строгино», достижение целей Ассоциации будет ускорено. Мы планируем интенсифицировать взаимодействие по трансферу технологий, обмену опытом и кадрами между предприятиями, технопарками, учебными заведениями и научными организациями», — подчеркнула она.

В свою очередь, директор технопарка «Строгино» Сергей Теплов предложил идею создания российско-китайского кластера в сфере высоких технологий и наукоемких разработок. «В области реализации российско-китайских совместных высокотехнологичных проектов еще есть вопросы, требующие взаимной проработки: это государственные разрешительные процедуры, механизмы и правила выхода на рынки и т.д. Поэтому нам кажется важным в качестве одного из решений создание площадки для “мягкого приземления” совместных стартапов», — рассказал Сергей Теплов.

Россия—Китай: ландшафт взаимодействия

Практический семинар с представителями
органов власти КНР

(фото предоставлено АКиТ)

Дальнейшее обсуждение совместных проектов продолжилось в ходе практического семинара с представителями органов власти КНР по вопросам управления региональной промышленностью и сотрудничеству регионов двух стран.

Текущие и перспективные направления торгового и промышленного взаимодействия между Россией и КНР представил заместитель директора Департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Денис Цуканов. Среди них — проекты в области авиастроения (разработка дальнемагистрального самолета, тяжелого гражданского вертолета, поставки в Китай Superjet-100), развитие двусторонних проектов в металлургии, химической промышленности. Он также отметил роль конгрессно-выставочной деятельности, подчеркнув, что уже на следующей неделе в рамках крупнейшей промышленной выставки России ИННОПРОМ-2016 в Екатеринбурге китайская экспозиция будет одной из наиболее представительных. «Мы высоко ценим наше сотрудничество и проводим целенаправленную работу по созданию подготовленных площадок для реализации совместных проектов. В этом ряду, например, индустриальный парк Узловая Тульской области, где локализовано производство “Great Wall Motors”, российско-китайская линия по круглогодичному выращиванию плодоовощных культур в индустриальном парке “Авангард” Хабаровского края, проекты в фармацевтической промышленности», — рассказал Денис Цуканов.

В свою очередь, заместитель министра науки и техники провинции Шаньдун г-н Юй Шулян презентовал концепцию фонда Ассоциации зон новых и высоких технологий. Это новый инструмент, который руководство профильных подразделений в администрациях г. Яньтай и провинции Шаньдун планирует использовать для стимулирования взаимодействия российских и китайских компаний.

НИУ ВШЭ — китайским партнерам: сотрудничество от исследований до локализации

Одна из дискуссий собрания Ассоциации зон новых и высоких технологий «Шелковый путь» была посвящена научным организациям и университетам. Представители более 30 вузов и академических институтов из России, Китая, Грузии, Беларуси, Украины и Казахстана описывали исследовательский и образовательный потенциал своих организаций и обсуждали возможности сотрудничества.

Презентация НИУ ВШЭ

Опыт Высшей школы экономики представил директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Голанд. Он рассказал о ключевых проектах ИСИЭЗ в области промышленной политики, регионального развития, форсайта, инновационной, научно-технической политики, образования и статистики. Ряд проектов выполняются совместно с китайскими партнерами, подчеркнул Михаил Голанд: «У Высшей школы экономики около 300 международных соглашений с университетами и исследовательскими центрами по всему миру, из них более десяти — с китайскими партнёрами. Мы реализуем программы двойных дипломов с City University of Hong Kong, осуществляем обмен студентами с East China Normal University, School of Sociology and Political Science of Shanghai University, University of Hong Kong».

Спикер рассказал о связях ИСИЭЗ со странами БРИКС и ОЭСР, обрисовав коллегам из КНР варианты сотрудничества по линии совместных исследований, в том числе по заказу китайского государственного и частного бизнеса, и по линии университетских стартапов.  «Мы готовы помогать китайским предприятиям эффективно взаимодействовать с крупнейшими российскими компаниями с госучастием и российскими регионами, например, по вопросам участия в научно-производственных цепочках, создания совместных предприятий, локализации китайского бизнеса в России», — резюмировал эксперт.

«Образцовую зону» площадью 300 тыс. м2 построить за 8 месяцев

Презентация Зоны высоких технологий г. Яньтай
(фото предоставлено АКиТ)

Во второй день участники деловой миссии посетили Зону высокотехнологичного развития промышленности г. Яньтай — одну из крупнейших в стране, важную автомобилестроительную базу и опорный пункт электронной и IT-индустрии Китая. Члены делегации осмотрели экспозицию, представляющую в миниатюре объекты инновационной инфраструктуры города, а также ознакомились с ключевыми проектами в сфере машиностроения, электроники, автомобильной, судостроительной, компьютерной промышленности, химии и биофармацевтики. Секретарь рабочего комитета Государственной зоны освоения новых и высоких технологий г. Яньтай г-жа Лю Хунбо сообщила, чтотерриторию площадью 300 тыс. м2 муниципалитету удалось отстроить всего за 8 месяцев. «Яньтайская Зона высокотехнологичного развития одной из первых получила поддержку Госсовета КНР (в 1984 г.) и сейчас на общегосударственном уровне имеет статус образцовой», — отметила г-жа Лю Хунбо.

В Яньтай съехались также представители других зон высоких технологий из более чем десяти городов Китая (Шанхая, Ченду, Чанша и др.) и обсудили с участниками российской деловой миссии практические вопросы организации работы таких зон: их основные параметры (площади, число резидентов, отрасли специализации), формы государственной поддержки и процедуры её предоставления предприятиям, доли и предельные объемы бюджетного финансирования. 

Пакт об Ассоциации

Подписание Пакта со стороны АКиТ

Российские организации продолжат взаимодействие с Ассоциацией зон новых и высоких технологий «Шелковый путь» и после конференции. Оно будет развиваться в рамках сотрудничества в таких областях, как научно-техническая сфера, образование, торговля, а также в формате создания и поддержки коммуникационной сети и объединения в единую базу интеллектуальных, финансовых ресурсов ее участников.

В рамках деловой миссии к «Шелковому пути» присоединилась и Ассоциация кластеров и технопарков России: соответствующий документ — Пакт об Ассоциации — подписал ее директор Андрей Шпиленко. Всего к пакту присоединились 35 организаций: 14 иностранных (из России, Армении, Беларуси, Грузии, Украины) и 21 китайская. От Российской Федерации к Ассоциации зон новых и высоких технологий «Шелковый путь» также присоединились технопарк «Строгино», Донской государственный технический университет и Индустриально-технологический парк «Ворга».

О развитии инноваций и кооперации из первых уст

В ходе деловой миссии участники посетили два объекта, которые играют важную роль в развитии китайских кластеров — Шаньдунский Международный биотехнологический парк и одну из крупнейших в Китае нефтегазовых компаний Jereh.

Посещение Зоны высоких технологий г. Яньтай

Шаньдунский биотехнопарк был создан совместно с Государственной зоной освоения новых и высоких технологий г. Яньтай, частным инвестором Luye Investment Group Ltd. при поддержке Департамента науки и техники провинции Шаньдун и правительства г. Яньтай. Ключевые направления специализации — биофармацевтика, морская биофармацевтика, здравоохранение, биологического сельское хозяйство и электронная промышленность. В технопарке реализуется несколько российско-китайских проектов, в частности Китайско-Российская совместная лаборатория новых материалов, Китайско-Российская платформа сотрудничества по передовым медицинским технологиям, Китайско-Российская совместная морская лаборатория, Российско-Китайский инновационный центр науки и техники и Российско-Китайский международный центр трансфера технологий. В ближайшие месяцы ожидается, что резидентами биотехнопарка станут несколько российских стартапов.  

Посещение компании Jerehw

О развитии кооперации и формировании кластера вокруг якорного предприятия участники деловой миссии говорили с представителями компании Jereh. Из 5000 авторизованных поставщиков предприятия более 3000 — китайские. При этом отсутствуют какие-либо искусственные стимулы для включения отечественных фирм в производственную цепочку нефтегазового гиганта. Корпоративная политика предписывает покупать в первую очередь качественную продукцию, на втором месте — критерий себестоимости, затем срок поставок и наличие постгарантийного обслуживания. При этом, если поставщик имеет потенциал повышения качества своей продукции, компания готова участвовать в его «выращивании». По словам представителей Jereh, на сегодня 50-60% конечной стоимости продукции обеспечивается за счет импорта. Однако несколько лет назад этот показатель составлял 80% и выше. Изменения произошли благодаря программе по снижению себестоимости, которую реализовывали в рамках корпоративных проектных офисов. Что касается НИОКР, то компания Jereh имеет восемь исследовательских центров по всему миру, из 5300 сотрудников 1200 заняты научными разработками, 5% прибыли ежегодно инвестируется в НИР-проекты, часть из них реализуется совместно с внешними организациями.

136 промышленных кластеров провинции Шаньдун

В последний рабочий день деловой миссии российская делегация направилась в г. Цзинань — административный центр провинции Шаньдун, где прошли переговоры с представителями региональных органов власти по вопросам развития кластеров и промышленной политики. Китайские коллеги рассказали о своем опыте поддержки точек роста региональной экономики.

Посещение Шаньдунского Международного
биотехнологического парка

(фото предоставлено АКиТ)

В общей сложности в провинции Шаньдун развиваются 136 промышленных кластеров и особых экономических зон, основные отрасли специализации — народные художественные промыслы и производство сувениров; мебельная промышленность, производство изделий из пластика, металлургия, производство спортивных товаров, кожевенное производство, электроника. Промышленные кластеры делятся на три вида: кластеры, создаваемые для адаптации потребностей покупателей (например, производство одежды, сувениров, обуви, мебели); кластеры поставщиков, обслуживающие тяжелые отрасли (машиностроение, судостроение и пр.), и новые кластеры, создаваемые на базе ОЭЗ.

Роль регионального правительства в развитии кластеров заключается в реконструкции старых промышленных зон, участии в управлении (при необходимости), а также оказании услуг участникам кластеров (например, информационной поддержки) и предоставлении им мер финансовой поддержки. На государственную поддержку могут рассчитывать предприятия, участвующие в модернизации производства и соответствующие международным экологическим стандартам, инвестирующие в повышение качества продукции и внедряющие передовые технологии. Также оказывается поддержка по линии импортозамещения, например, существует специализированный фонд, средства которого направлены на поддержку вывода на рынок отечественного оборудования, ранее не производившегося. Создана региональная площадка электронной коммерции, задача которой — продвижение товаров местного производства на внешние рынки, развитие бренда территории. Кроме того, реализуется политика по субсидированию части затрат на НИОКР, стимулированию кооперации МСП и крупного бизнеса. По объему бюджета программы поддержки кластеров могут варьироваться от 10 до 100 млн юаней (приблизительно от 2 до 17 млн долларов США).

Развитие кластеров провинции осуществляется в рамках Закона, регулирующего деятельность профильных рынков, промышленных кластеров и региональных кластеров лёгкой промышленности провинции Шаньдун (принят в 2013 г.).

В целом же нормативную правовую рамку развития кластеров в Китае формируют Закон о намерениях дальнейшего продвижения кластерного развития предприятий, разработанный в 2015 году Министерством промышленности и информатизации КНР, требования Госсовета КНР в области развития МСП, а также 10-летний план «Сделано в Китае 2025» (принят в 2015 году с целью содействия в модернизации национальной обрабатывающей промышленности). В документах отмечается, что промышленные кластеры являются одним из ключевых факторов развития МСП, индустриализации, снижения себестоимости, оптимизации ресурсов, стимулирования социально-экономического развития. В них фиксируются недостаточной высокий уровень развития кластеров, проблемы с инновационной активностью, информационной доступностью, брендами, качеством услуг. К основным направлениям поддержки кластеров на государственном уровне относятся:

  • фокус на развитии науки и научно-производственной кооперации в рамках кластеров;
  • повышение роли корпораций и усиление возможностей индустриализации;
  • усиление региональных компетенций в области развития собственных брендов;
  • повышение уровня информационной доступности и создание интеллектуальных кластеров;
  • рост конкурентоспособности и инновационной активности;
  • повышение качества управления и услуг, оказываемых в интересах кластеров;
  • улучшение условий формирования кластеров, развитие инфраструктуры.

Подготовили: Екатерина Исланкина, Михаил Голанд.

Перевод текстов с китайского  языка: Инга Иванова.

При подготовке использовались информационные материалы Ассоциации кластеров и технопарков.

Другие публикации:

О кластерах и технопарках и куда может привести «Шелковый путь» («Росинформ», 01.09.2016)