• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Вышка превращается из социально-экономического в многопрофильный университет

7 декабря на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ ректор Ярослав Кузьминов рассказал об изменениях, происходящих в Вышке, и о том, как в рамках проекта «5-100» вуз стремится к достижению международной конкурентоспособности, развиваясь одновременно как проектный и исследовательский университет. Среди подразделений, успешных и в фундаментальных исследованиях, и в прикладных разработках, ректор отметил Институт статистических исследований и экономики знаний. Его проекты, выполняемые для госструктур и бизнеса, стимулировали исследования в различных областях, в том числе в наукометрии.

В 2013 году Высшая школа экономики вошла в число победителей конкурсного отбора вузов-участников проекта «5-100», ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020 году университетов-лидеров международного уровня. Недавно назначенное новое руководство Минобрнауки России приняло решение продолжить проект, и его международный совет теперь возглавит вице-премьер Правительства России Ольга Голодец. По мнению ректора ВШЭ, это позволит стабилизировать его развитие и сохранить основные компоненты, в том числе состав участников.

Президиум на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ

О каких результатах развития ВШЭ можно говорить на сегодняшний день? В чем отличия Вышки от других глобальных университетов? Что необходимо сделать, чтобы преодолеть возникающие проблемы?

Прежде всего, отметил Ярослав Кузьминов, Вышка — это одновременно и проектный, и исследовательский университет. Результаты исследований, которые здесь проводятся, признаются на международном уровне, расширяется экспертное участие сотрудников ВШЭ в российской политической и экономической повестке. Обе эти составляющие развиваются параллельно, и их далеко не всегда удается гармонизировать.

Есть примеры, когда подразделение Вышки добивается успеха и в фундаментальных исследованиях, и в прикладных разработках. В Институте статистических исследований и экономики знаний проекты, выполняемые для госструктур и бизнеса, стимулировали исследования в различных областях, в том числе в наукометрии. В Центре нейроэкономики и когнитивных исследований, напротив, первична фундаментальная составляющая, благодаря которой появляются востребованные прикладные разработки. А есть и примеры неравномерного развития. Так, в Институте образования фундаментальные результаты (институт является ключевым экспертом федерального правительства по вопросам образовательной политики) отстают от прикладных. Впрочем, заключил ректор ВШЭ, такая неравномерность не умаляет заслуг подразделений — успешно развивающихся научно-образовательных сообществ.

Вышка — это одновременно и проектный, и исследовательский университет. Результаты исследований, которые здесь проводятся, признаются на международном уровне, расширяется экспертное участие сотрудников ВШЭ в российской политической и экономической повестке. Обе эти составляющие развиваются параллельно, и их далеко не всегда удается гармонизировать.
Есть примеры, когда подразделение Вышки добивается успеха и в фундаментальных исследованиях, и в прикладных разработках. В Институте статистических исследований и экономики знаний проекты, выполняемые для госструктур и бизнеса, стимулировали исследования в различных областях, в том числе в наукометрии

В последние годы Вышка превратилась в огромный многопрофильный университет. И если развитие исследований в сфере экономики изначально было «догоняющим», то на факультеты математики и физики пришли коллеги, уже признанные на международном уровне. (О недавно созданном факультете компьютерных наук и о создаваемом факультете физики членам Международного экспертного совета рассказали их деканы.)

В ВШЭ усиливается разнообразие академических культур — для инженеров и журналистов, физиков и экономистов сложно найти объединяющие профессиональные или экспертные сюжеты. Но представителей всех наук объединяют общие вопросы развития университета, в числе которых, например, поиск лучших абитуриентов.

ВШЭ стремится вырабатывать единые правила игры для всех преподавателей и научных сотрудников, и это высоко ценится в академическом сообществе. Зарплата не оговаривается индивидуально и не зависит от личных отношений с деканом: преподаватель может ее увеличить в разы своими академическими достижениями, публикуясь в международных журналах. Однако в разных сообществах действуют разные правила оценки академической продуктивности. Историки и философы ориентированы на книжные публикации, у инженеров и программистов аналогами публикаций считаются выступления на конференциях, юристы не только в России, но и практически во всех странах мало публикуются в международных журналах. Все эти особенности университет стремится учитывать, так как не может не идти на компромиссы с устоявшимися особенностями академических полей, подчеркнул Ярослав Кузьминов.

Университет сталкивается и с другими проблемами.

Во-первых, в Вышке увеличивается число студентов, их состав становится все более разнородным, прежде всего за счет магистратуры, куда приходят выпускники разных вузов с разным уровнем мотивации. И хотя о напряжении и конфликтах речи нет, необходимо формировать единую общность студентов — для этого сформирована специальная служба по работе со студентами, которую возглавил проректор, выпускник ВШЭ Игорь Чириков.

Во-вторых, поскольку университет растет, часть полномочий центрального аппарата по обеспечению образовательной и научной инфраструктуры передается на факультеты. Там предстоит сформировать штат эффективных менеджеров, которые будут отвечать за различные управленческие аспекты, например, за маркетинг образовательных программ. Таких специалистов крайне сложно найти на рынке труда.

В-третьих, в условиях девальвации рубля остается проблема «ценового отрыва» вознаграждения, которое может предложить ВШЭ зарубежным профессорам, от существующих возможностей. Поэтому, отказываясь от найма постоянных сотрудников с западного рынка, университет ищет другие варианты — приглашает коллег на частичную занятость, чтобы они возглавляли здесь научные коллективы и выращивали учеников, и одновременно включает в западную академическую жизнь своих преподавателей.

Варианты решения этих проблем были рассмотрены на заседании Международного экспертного совета.

Источник: портал НИУ ВШЭ