• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Есть ли альтернатива госзакупкам в сфере IT?

Государство и бизнес все теснее взаимодействуют в сфере IT. Это, в частности, подтверждает недавно принятая госпрограмма «Цифровая экономика РФ», реализация которой станет их общим делом. Какими законами регулируется усиливающееся взаимодействие власти и бизнеса в сфере IT? Какие модели их диалога вообще возможны? Участники круглого стола, организованного в июне Центром инвестиционного анализа ИСИЭЗ НИУ ВШЭ вместе с компанией «Ростелеком», обсудили тонкости концессионных и ГЧП-проектов в IT и поправки в закон о ГЧП.

Наиболее распространённой моделью взаимодействия власти и бизнеса в России являются госзакупки — они наиболее понятны госорганам, по их реализации накоплен многолетний опыт, напомнил Михаил Карасев, директор Центра инвестиционного анализа ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Модель концессии часто применяется к крупным материальным проектам (строительство дорог, недвижимость, ЖКХ), договоры по которым заключаются сроком на 10—25 лет. Из-за длительного периода риски соглашения значительно возрастают, и «нет правовой и политической преемственности, которая позволяла бы гарантировать исполнение проектов», подчеркнул Михаил. Кроме того, распространение моделей ГЧП и концессий сдерживает то, что в законодательстве в их отношении существуют «белые пятна». Подтверждение тому — резонансное «Башкирское дело». Действительно, пока «возникают отдельные точки формирования этих практик», согласен директор Продуктового офиса «Умный город» ПАО «Ростелеком» Дмитрий Гуртов, и о широком применении ГЧП и концессий в сфере IT говорить рано. Участники круглого стола сошлись в необходимости оптимизировать законодательство о ГЧП.

В апреле 2017 г. в Госдуму были внесены поправки в закон о ГЧП. Предложенные изменения, в частности, позволят заключать концессионные и ГЧП-соглашения в сфере IT, делая объектом договора центры обработки данных, программное обеспечение, информационные системы и т.д., что ранее было невозможно, поскольку объекты IT рассматривались как сопутствующие, а не самостоятельные объекты правового регулирования.

Эти поправки, которые обсуждались три года, «наиболее ожидаемое нововведение в законодательство, позволяющее упростить концессии в IT, снизить финансовую нагрузку на государство, развить электронные сервисы», подчеркнул Алексей Рябов, начальник отдела Правового департамента Минкомсвязи РФ. Их принятие особенно актуально для реализации госпрограмм «Информационное общество» и «Цифровая экономика».

Поправки все еще нуждаются в доработке, отметил Игорь Фролов, главный советник аппарата комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ. Например, необходимо оптимизировать нормы распределения обязательств государства и частного партнера по передаче и использованию информации. Он считает важным также прописать более точные и четкие формулировки и механизмы, позволяющие разделить между собой модели концессии, ГЧП и госзакупок.

Евгения Зусман, замдиректора Центра инвестиционного анализа ИСИЭЗ ВШЭ, рассказала о потенциале реализации ГЧП-проектов в сфере ИТ, о пробелах законодательства, препятствующих развитию таких проектов, а также указала на спорные моменты в новых поправках: таким, например, является требование оценки эффективности концессионных проектов.

Выгоды от использования ГЧП и концессий в IT могут ощутить все — и государство, и бизнес, и население, — убежден Искендер Нурбеков, заместитель директора Фонда развития интернет-инициатив по правовым вопросам. Во-первых, повысится эффективность платформ (что выгодно государству), бизнес получит данные (которые для всех «новая нефть») и финансовую выгоду, а население — более удобный онлайн-способ оказания услуг.

Надежда Кострюкова, директор проектов Продуктового офиса «Умный город» ПАО «Ростелеком», рассказала по каким моделям сейчас, в отсутствие принятых поправок в закон о ГЧП и в закон о концессиях, реализуются инвестиционные ИТ-проекты, а также о причинах крайне малого количества ГЧП-проектов в сфере ИТ.

Целую галерею успешных зарубежных кейсов ГЧП и концессионных моделей в IT представила Арина Авдеева, начальник отдела нормативно-правового обеспечения исследовательских проектов и консалтинга Центра развития государственно-частного партнерства. Она рассказала, как можно создавать порталы госуслуг и госзакупок, системы актов гражданского состояния и т. д. на уровне государств (такие примеры есть в Сингапуре, Малайзии, Филиппинах, Индии), регионов (в штате Техас) и даже городов (Берлин). Эксперт описала способы монетизации порталов для частных компаний, которые могут получать прибыль за счет комиссии с транзакций на сайте, рекламы, лицензии на продвижение ПО в других странах.

Проекты в сфере IT, которые сообща реализуют государство и частные компании, могут быть самого разного масштаба, но важно учитывать специфику самой этой отрасли, напомнил Михаил Брусиловский, начальник отдела развития частно-государственного партнерства Департамента инвестиционной политики и развития ГЧП Минэкономразвития России. «Концессионные соглашения предполагают миллиардные контракты, сами договоры разрабатываются 1,5-2 года, при этом бюджет IT-проектов обычно меньше — десятки либо сотни миллионов рублей. Необходимо это учитывать, и, во-первых, сокращать сроки составления договоров, во-вторых, уменьшать длительность самих концессий, поскольку сфера IT за 20-25 лет, вероятно, изменится до неузнаваемости».

Подготовили Дарья Олеринская и Ирина Агапова

Больше фотографий на Flickr'e