СНГ как единое инновационное пространство
12 августа в ГУ-ВШЭ прошло координационное совещание разработчиков Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. О совещании и в целом о работе по подготовке программы - в нашем репортаже, а также в интервью заместителя руководителя Россотрудничества Игоря Морозова.
Решение о разработке программы было принято Советом глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года, а головным разработчиком стала Высшая школа экономики. В работе совещания по подготовке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества (МЦП), проведенного совместно с заказчиком-координатором программы - Федеральным агентством по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) - приняли участие представители научно-исследовательских и инновационно-технических учреждений и ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Украины, члены Исполнительного комитета СНГ, ученые и эксперты ГУ-ВШЭ, специалисты других организаций, разрабатывающих программу.
Открывая совещание, первый проектор ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг отметил: «При подготовке проекта программы, над которым работали эксперты ГУ-ВШЭ вместе с национальными разработчиками, мы самым активным образом опирались на международный опыт по созданию аналогичных межгосударственных наднациональных программ. И прежде всего - программ Европейского союза».
Валерий Мунтиян, заместитель министра экономики Украины и руководитель рабочей группы СНГ по разработке программы, рассказал, чем вызвана необходимость создания такого документа. «Сейчас сложилась ситуация, - сказал он, - когда страны СНГ, обладая самым большим потенциалом в мире - 16,4% территории земного шара, 20% мировых запасов нефти, 40% газа, 13% пахотных земель, 4,4% населения планеты - производят только 3,1% мирового ВВП. И самое печальное в том, что разразившийся мировой финансово-экономический кризис показал неконкурентоспособность стран СНГ на мировых рынках. Из этого был сделан вывод о том, что модель экономического развития, которая внедрена в странах Содружества, не может обеспечить необходимый уровень жизни. Нужна новая модель, способная обеспечить глобальную конкурентоспособность, энергетическую, продовольственную и экономическую безопасность и повысить качество жизни граждан. На встрече глав государств СНГ в Кишиневе в 2008 году была одобрена новая стратегия, основным инструментом в ее реализации является инновационная модель развития, а ключевым элементом плана мероприятий стала разработка Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. Уже состоялось пять заседаний рабочей группы СНГ, подготовлен ряд организационных документов, что позволило выработать требования к общей конфигурации программы. Важно отметить, что сама программа должна быть инновационной, многофункциональной и многоуровневой, поскольку перед нами стоит задача интеграции не только национальных инновационных систем в единое инновационное пространство, но и получение глобальных эффектов от этой интеграции. Нужно точно определить приоритеты взаимодействия, наметить проекты и определить их инвестирование». По мнению Валерия Мунтияна, будущая программа должна показать альтернативные пути развития в условиях коллапса глобальной экономики и минимизировать отрицательные последствия этого процесса для стран СНГ.
С информацией об организации и координации работ по подготовке программы выступил заместитель руководителя Россотрудничества Игорь Морозов. «Экономика, - сказал он, - призвана решать задачи развития социальной сферы, открывать возможности противостояния новым вызовам времени. К примеру, нынешние пожары на территории России стали результатом изменения климата, многих ошибок, сделанных двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад. А вести борьбу с огнем приходилось с помощью старой техники, неспособной эффективно противостоять пламени. И когда мы сегодня говорим, что разрабатываемая программа должна быть многоплановой, многогранной, эффективной, позволяющей решать новые задачи, то в этот документ должны быть включены и проекты по борьбе с пожарами, о которых мы не задумывались еще два-три месяца назад». Пользуясь случаем, Игорь Морозов выразил признательность всем странам СНГ, оказавшим действенную помощь России в тушении пожаров.
Презентацию проекта программы провел заместитель директора Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Владимир Королев. В своем выступлении он отметил, что программа должна быть согласованной на межгосударственном уровне по целям, ресурсам и срокам системных мероприятий, способствующих достижению национальных стратегических целей экономического развития. Этого можно добиться путем объединения усилий государств-участников СНГ по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности, включая коммерциализацию ее результатов. Основная цель программы состоит в создании условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств-участников СНГ, трансформации ее в экономику знаний, реализации приоритетов экономического развития в инновационной сфере на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем и утверждение международного авторитета Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства. Что касается принципов программы, то к ним относятся соблюдение национальных интересов; равенство интересов и ответственность сторон; конкурентность, прозрачность и обратная связь; опора на согласованные магистральные приоритеты государств СНГ; координация мер научно-технической и инновационной политики государств СНГ; гармонизация инструментария и инфраструктуры программы с существующими национальными и международными программами.
Говоря о задачах программы, Владимир Королев отметил, что в числе важнейших приоритетов программы - развитие человеческого потенциала и подготовка кадров современных руководителей и активных участников инновационных программ и проектов; развитие межгосударственной кооперации в инновационной деятельности и внедрение новых форм организации взаимодействия государств; стимулирование предпринимательской активности.
В качестве стратегических направлений инновационного сотрудничества в проекте программы выделены авиационно-космические и транспортные системы; безопасность; индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; медицина и здравоохранение; производственные технологии и промышленная инфраструктура; рациональное природопользование; социальная инфраструктура; энергетика, энергоэффективность и энергосбережение.
«Главным результатом реализации программы, - отметил докладчик, - должна стать эффективно функционирующая система межгосударственного инновационного сотрудничества государств-участников СНГ. Реализация программы должна обеспечить рост глобальной конкурентоспособности товаров и услуг, инвестиционной привлекательности стран-участниц программы, изменение структуры экономики, обновление основного капитала, обеспечение высоких, качественно новых темпов экономического роста. И как следствие - повышение уровня и качества жизни населения стран СНГ». По убеждению Владимира Королева, весьма важно и то, что реализация программы будет иметь геоэкономический, геополитический и геостратегический эффекты в результате преодоления сырьевой структуры экспорта, приведет к укреплению позиций стран-участниц программы в глобальном экономическом пространстве и на мировом рынке, что будет содействовать повышению уровня их безопасности и усилению интеграционных тенденций в рамках СНГ.
Вопрос финансирования программы регламентирован порядком разработки, реализации и финансирования целевых межгосударственных программ СНГ. В проекте содержится развитая система рекомендаций использования механизмов и источников финансирования для различных групп мероприятий. Предлагаются национальные источники финансирования - как бюджетные, так и внебюджетные - и средства Межгосударственного фонда инновационного развития и сотрудничества, создание которого необходимо для поддержки и реализации программных мероприятий и обеспечения жизнедеятельности программы в целом.
Владимир Королев обратил внимание участников совещания на сжатые сроки формирования и согласования программы. 17 сентября должно состояться рассмотрение предварительного проекта программы на заседании Экономического совета СНГ, а 19 ноября проект должен быть рассмотрен Советом глав правительств СНГ. «Такой график прохождения документа по инстанциям потребует от всех его разработчиков большой четкости и согласованности действий», - подчеркнул докладчик и предложил участникам совещания в ближайшее время внести свои замечания и предложения по проекту программы, усовершенствовать ее текст и привнести в него национальную специфику.
С сообщением о формате «Информационной карты инновационного проекта» выступил директор по инновациям и развитию предпринимательства ГУ-ВШЭ Алексей Новосельцев. Карта содержит подробные сведения о координаторе и исполнителях инновационного проекта, описание проекта с предлагаемым техническим решением, основные средства и источники финансирования, необходимые для его реализации, планируемые эффекты от применения разработки, данные о территориальном распределении исполнителей проекта, информацию о предпринятых шагах по защите интеллектуальной собственности. «Совместные инновационные проекты являются ядром подпрограммы «Кооперация», - сказал Алексей Новосельцев. - Чтобы эффективно работать с этим инновационными проектами, мы предлагаем такой инструмент, как «Информационная карта инновационного проекта». С помощью карты можно сформировать пакет предложений по инновационным проектам на всем пространстве СНГ и получить поддержку из средств и инструментов программы. Такая карта необходима для того, чтобы структурировать эти предложения и иметь свод всех существенных параметров по каждому проекту. Таким образом мы сможем объединить данные по проектам в едином формате, и их можно будет сопоставлять, анализировать и использовать для оценки и отбора проектов. Информационная карта - это инструмент сбора данных и анализа всех инновационных проектов программы с точки зрения их конкурентоспособности, потенциальных рынков сбыта продукции, выявления необходимых мер поддержки, принятия решений о правовом регулировании и организационно-финансовой структуре каждого конкретного проекта».
После выступлений основных докладчиков состоялся обмен мнениями по предложенному проекту программы. Валерий Мунтиян отметил, что в документе должна быть более четко отражена социальная ориентированность экономики и научно-технического прогресса в условиях перехода на инновационный путь развития. «Надо добавить в документ и положения о монетарной, банковской и денежно-кредитной политике, - подчеркнул он, - без которых невозможно развивать никакую экономику».
Директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Андрей Кушниренко привлек внимание участников дискуссии к тому, что в тексте документа часто отождествляются государства-участники СНГ с участниками программы. «Однако, - заметил Андрей Кушниренко, - государства-участники СНГ и государства-участники программы, к сожалению, не являются синонимами. И возникает вопрос: а кто может участвовать в этой программе?». Отвечая на этот вопрос, Владимир Королев пояснил, что, по мнению разработчиков документа, программа должна быть максимально открыта для всех желающих. «Если какое-то государство не сочтет нужным участвовать в программе в полном объеме, - сказал он, - то корпорация или НИИ этого государства вполне смогут участвовать в программе».
В ходе дискуссии Леонид Гохберг внес предложение выделить несколько категорий участников программы. В первую категорию войдут страны-члены альянса, полностью реализующие программу, во вторую - ассоциированные члены, которые участвуют в отдельных проектах и подпрограммах, а в третью - страны, которые могут быть приглашены к выполнению отдельных целевых проектов на заранее оговоренных условиях для хозяйствующих субъектов этих стран.
Первый заместитель председателя правления АО «Национальный инновационный фонд» Ауельбак Токжанов (Казахстан) привлек внимание коллег к вопросам финансирования программы. По его мнению, финансовые инструменты реализации программы должны быть прописаны более четко. Эта точка зрения нашла поддержку у многих участников совещания. «Разработчики проекта весьма детально и углубленно занимались проблемой финансового обеспечения программы, - отметил Леонид Гохберг. - Ведь данный вопрос - это, по сути, вопрос ее жизнеспособности. И если мы хотим, чтобы программа существовала в реальности, то все государства и ведомства, представленные в программе, должны принять ответственные решения и определить финансовые обязательства этих стран. Возможны три варианта привлечения государственных ресурсов: во-первых, должен быть сформирован централизованный фонд программы, что придаст ей устойчивость и реалистичность; во-вторых, должны быть предусмотрены средства в национальных бюджетах; и в-третьих - это средства, которые фактически не вносятся в бюджет программы, но становятся источником софинансирования национальных участников в отдельных проектах программы».
С интересом было воспринято предложение Николая Гусакова, декана экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН), по развитию подпрограммы «Кадры» - осуществлять востребованные и актуальные проекты, в том числе и через сетевой университет СНГ, созданный по решению Исполкома СНГ для подготовки специалистов по совместимым программам. Николай Гусаков считает, что работу сетевого университета следует наполнить самым инновационным содержанием и выпускать квалифицированных специалистов, которые работали бы в инновационной сфере своих государств.
В дискуссии также приняли участие Алексей Бусел, директор Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА), Баграт Енгибарян, директор Фонда «Инкубатор предприятий» Республики Армения, Валерий Лелёвкин, проректор по научной работе Киргизско-российского славянского университета, Геннадий Черней, генеральный директор Агентства по инновациям и трансферу технологий Академии наук Молдовы, Любовь Федулова, начальник отдела технологического прогнозирования и инновационной политики Института экономики и прогнозирования Национальной Академии наук Украины. Они проинформировали участников совещания о состоянии дел по разработке национальных частей программы и высказали свои соображения по формату и содержанию проекта документа, представленного головным разработчиком.
Участники совещания, в том числе все руководители национальных делегаций и директор департамента экономического сотрудничества Исполкома СНГ Андрей Кушниренко, одобрили предварительный проект программы и рекомендовали головному заказчику доработать его с учетом выказанных замечаний и предложений. Они утвердили структуру «Информационной карты инновационного проекта» программы и рекомендовали ее для использования в государствах-участниках программы с целью предоставления головному разработчику соответствующих межгосударственных проектов к 20 сентября текущего года. Национальным разработчикам рекомендовано до 22 августа предоставить головному разработчику свои уточнения и предложения в одобренный проект программы, а до 1 сентября - информацию о первоочередных национальных программных мероприятиях по основным разделам и подпрограммам.
Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ