Стратегия-2020: России необходима комплексная инновационная политика
В ходе пресс-конференции, данной руководителями экспертной группы №5 по обновлению "Стратегии – 2020" , посвященной подведению промежуточных итогов работы обсуждались состояние и проблемы инновационной сферы в России, ключевые направления инновационной политики и перспективные задачи ее развития в ближайшее десятилетие.
России необходимо встроиться в глобальную экономику по всем интеграционным уровням, считают эксперты по доработке «Стратегии-2020». Об этом шла речь на пресс-конференции в РИА «Новости» «Подведение промежуточных итогов работы экспертной группы по обновлению «Стратегии–2020» — «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе», в ходе которой обсуждались состояние и проблемы инновационной сферы в России, перспективные задачи ее развития в ближайшее десятилетие и ключевые направления инновационной политики.
«Нужно или полностью интегрироваться в глобальную экономику, или закрываться, как в Советском союзе. Промежуточных решений не может быть», - считает генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» Игорь Агамирзян. По его словам, к сожалению, сегодня очень мало удачных примеров российской отраслевой интеграции в мировую экономику. «Есть пример российских программистов, благодаря которым незначительная часть добавленной стоимости вливается в нашу экономику, но таких примеров мало», - сказал он.
По словам Агамирзяна, существенная проблема на этом пути – российское высшее образование, т.к. «стихийно сложившаяся система высшего образования не рассчитана на выращивание креативного класса». Эксперт также отметил, что необходима «комплексная инновационная политика», т.к. «точечная» показала свою неэффективность.
По словам первого проректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Леонида Гохберга, главный вызов заключается в том, что существует противоречие между устоявшейся моделью сырьевой экономики и тем, что Россия – развитая страна с образованным населением и высоким по мировым меркам уровнем ВВП на душу населения.
«Через 5-10 лет мировая экономика будет другой, за счет чего будет развиваться российская экономика, пока остается неясным», - сказал он. Гохберг отметил, что мы отстали по многим пунктам от развитых стран, где внедряются биотехнологии, альтернативная энергетика.
В качестве ограничений, которые препятствуют вхождению России в мировую экономику, эксперты назвали неконкурентоспособность на глобальной арене, неблагоприятный климат для предпринимательства и инноваций, контринновационность институтов, усиление патернализма госполитики, а также то, что у нас уровень потребления зависит от сырьевых доходов и не зависит от производительности труда. Существенная проблема - «инновационные разрывы», когда социальные группы, регионы попросту не имеют доступа к инновациям.
В качестве диагноза эксперты назвали «отсутствие стратегической повестки и целей». «Эффективная инновационная политика невозможна в сочетании с рядом элементов существующей политики», - отметил Гохберг. В качестве примеров «зон неэффективности» он назвал администрирование налоговых льгот, таможенные барьеры, институт госзакупок и финансирование науки вне связи с результатами. Слабой стороной эксперты считают и нескоординированность политики государства: например, снижение экспортной пошлины на сырую нефть убивает нефтепереработку и т.д.
Участники экспертной группы №5 представили два варианта развития ситуации: инерционный и «прогрессорский». Последний – это радикальная модернизация образовательных программ, радикальная реформа корпоративного законодательства, реальная независимость судов, внедрение прецедентного права, открытая программа фундаментальных исследований, ориентация на поддержку лучших и т.д. По словам экспертов, Россия по уровню бюджетного финансирования науки находится на уровне Великобритании и Франции, тем не менее, продуктивность наших научных изысканий «год от года снижается». «Прогрессорский» вариант также подразумевает поддержку секторов новой технологической волны и выход на растущие рынки («новый» хайтек, сфера услуг, «зеленый рост» и т.д.), а также поддержку низкотехнологичных секторов, «о которых мы забыли».
Они также отметили, что необходимо остановить «не утечку мозгов, а утечку бизнеса», создав для него условия если не лучше, то, по крайней мере, не хуже, чем в других странах.
РИА Новости (rian.ru)
07.07.2011