• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Удар по среднему классу

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал итоги опроса Росстатом потребителей за второй квартал 2020 года. Так резко вниз потребительские настроения россиян ещё не уходили. Уверенности крайне мало во всём — от личных финансов до перспектив экономики. И практически впервые главным скептиком стал средний класс. Что произошло и чем всё это грозит обернуться, рассказываем в «Тезисах» IQ.

Удар по среднему классу

ISTOCK

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал итоги опроса* Росстатом потребителей за второй квартал 2020 года. Так резко вниз потребительские настроения россиян ещё не уходили. Уверенности крайне мало во всём — от личных финансов до перспектив экономики. И практически впервые главным скептиком стал средний класс. Что произошло и чем всё это грозит обернуться, рассказываем в «Тезисах» IQ.

Основной индикатор настроений потребителей —Индекс потребительской уверенности (ИПУ) 
Индекс потребительской уверенности (ИПУ) — совокупный показатель, рассчитываемый как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. по сравнению с первым кварталом потерял сразу 19 процентных пунктов, опустившись до -30%. Это не рекордное значение — в кризисы прошлых лет обвалы были сопоставимыми и даже бо́льшими. Однако стремительность снижения беспрецедентная. Потребительские настроения ухудшились крайне быстро в ответ на ограничения из-за коронавируса и сокращение доходов населения.

Индекс потребительской уверенности (балансы, %)

 Пунктирная линия — среднее долговременное значение ИПУ за весь период наблюдений (с 1999 года).
Балансы оценок (в %) определяются разностью долей респондентов, отметивших увеличение и уменьшение показателя по сравнению с предыдущим периодом, а также разностью долей респондентов, оценивших уровень показателя как «выше нормального» и «ниже нормального» в обследуемом периоде.

Источник: Росстат

Самый высокий градус негатива — в отношении изменений в экономике страны. Абсолютное большинство (74%) россиян оценили их отрицательно, тогда как кварталом ранее — 34%. Пессимизм просматривается и на перспективу: положительную динамику через год не надеются увидеть 45% (в первом квартале — 27%). Это много, но не больше, чем в другие сложные периоды. В кризис 2008–2009 годов, например, в светлое экономическое будущее верили ещё меньше.

В вопросах личного материального положения оптимистов почти не нашлось. Однозначно довольных нет, и только 6% назвали его «хорошим». В то время как «плохим» или «очень плохим» — почти каждый третий (в первом квартале — каждый четвёртый). Сберегать и делать крупные покупки готовы далеко не все. Нынешние условия для этого неблагоприятны, считает две трети населения. Планы на будущее тоже сомнительны. В том числе из-за ожидаемого роста цен: к значительному подорожанию потребительских товаров и услуг готовятся почти 55% (в I квартале — 39%).

В сравнении с населением большинства европейских государств, россияне более критичны. Традиционная позиция России в международном рейтинге ИПУ — третье-четвёртое место с конца и во втором квартале ничего не изменилось. В целом пандемия пошатнула уверенность потребителей во всех странах рейтинга. Меньше всего — в Северной Европе (Швеция, Дания).

Индекс потребительской уверенности в России и европейских странах (балансы, %)

Источники: Росстат, Европейская комиссия

Потребительские настроения ухудшились во всех возрастных группах. Однако если раньше максимальным пессимизмом отличались россияне старше 50 лет, то сейчас их обогнала молодежь, а в лидеры вышли 30–49-летние, часть из которых полностью или частично потеряла источники доходов. Такая расстановка сил — угроза для экономики. Средневозрастные — самые активные на рынке труда, они склонны к предпринимательскому риску, их в большей степени относят к среднему классу, во многом определяющему спрос на рынке потребления.

Коронавирус vs средний возраст: в чем опасность?

Отвечает Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.




Георгий Остапкович,
директор Центра конъюнктурных исследований
Института статистических исследований
и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ


— Ухудшение потребительской уверенности в средней возрастной группе устойчиво просматривается начиная с 2018 года. Наблюдаемый тренд пока ещё не явно критический, но тенденция очень неблагоприятная. При этом следует учитывать, что Россия на ближайшие пять–восемь лет вошла в демографическую яму, связанную не только с уменьшением общей численности населения, но и с его старением и сокращением страты 25–50-летних.

Если именно эта группа, представляющая большинство среднего класса, будет не только сокращаться, но и снижать свою потребительскую уверенность, это с лагом в год-полтора нанесёт серьезный удар по экономике страны. Уменьшение численности на фоне ухудшения уровня и качества жизни — горючая смесь, связанная почти наверняка с последующим падением производительности труда и технологическим застоем.

Основной удар придется на реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт), где создается внушительная часть добавленной стоимости в структуре ВВП страны. 

При всем уважении к пожилым людям, они не являются самыми активными потребителями товаров и услуг, особенно дорогостоящих и длительного пользования (дома, автомобили, мебель, обучение). Их профессиональные знания и навыки могут быть применены в образовании, здравоохранении, науке и даже в торговле и сфере услуг. Однако предпринимательство и работа в реальном секторе, тем более сопровождающаяся бизнес-рисками, — это всё-таки прерогатива средневозрастного населения и частично молодежи. 

Следует также иметь в виду, что люди среднего возраста — это электоральная основа гражданского общества. От их поведения во многом зависит не только экономическое состояние страны, но и социально-политическая конфигурация на всех уровнях. Поэтому любая уязвимость и негативная турбулентность этой группы способна увеличить экономические, финансовые, социальные и политические расхождения и привести к искажениям на данных направлениях.
IQ

 * Опросы потребителей проводятся Росстатом в ежеквартальном режиме во всех регионах России с 1998 года. Участники обследования — более пяти тысяч человек от 16 лет и старше. Анкета включает вопросы о субъективном мнении об общей экономической ситуации, личном материальном положении, сбережениях и других аспектах формирования потребительской уверенности.