Александр Чулок о гипотезах, заложенных в научном проекте более десяти лет назад и не утративших актуальность
Более пятнадцати лет ВШЭ оказывает поддержку коллективным исследовательским проектам, которые до 2011 года были известны под символичным названием «Учитель – Ученики», а позже стали называться научно-учебными группами, или просто НУГами. Главная отличительная черта таких проектов – это возможность объединить под одной «исследовательской крышей» коллег с самым разным опытом – от студентов-бакалавров до ведущих профессоров с многолетним опытом. Неудивительно, что для многих студентов и молодых ученых работа в этих исследовательских коллективах стала началом большой академической жизни. Среди историй первых участников проекта «Учитель – Ученики», которые собрали «Окна роста», обнаружили рассказ директора Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ Александра Чулока.
Директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний
Александр Чулок рассказывает о проекте «Модернизация российских предприятий: стратегии, динамика, факторы успеха», в котором принимал участие в 2006/2007 академическом году под руководством профессора Светланы Авдашевой.
С начала современной России вопросы модернизации предприятий и инновационного развития экономики не выходили из актуальной повестки и научных исследований, и государственной политики. В далеком 2007 году под руководством блестящего ученого и научного руководителя профессора Светланы Борисовны Авдашевой группа молодых перспективных ученых взялась за решение этой нетривиальной задачи. Мы использовали различные эмпирические данные по российским предприятиям и продвинутый эконометрический инструментарий для того, чтобы понять, что движет инновациями в России, какие барьеры возникают на пути тех, кто решил ими заняться, как они могут быть решены на уровне компаний и государства.
Момент для проведения этого исследования был выбран очень удачно. С одной стороны, расцвет мировых эконометрических исследований, изучающих взаимосвязь инновационной активности и конкурентоспособности на микроуровне, дал колоссальный фундамент для многоаспектного библиометрического анализа и постановки гипотез. С другой стороны, растущий интерес российского бизнеса и представителей профильных министерств и ведомств к научно обоснованному подходу по формированию стратегий инновационного развития и разработке мер и инструментов научно-технической политики.
Результаты, которые мы получили, были весьма любопытны. Мы подтвердили часть выдвинутых гипотез о том, что уровень конкуренции и эволюция спроса оказывают положительное влияние на склонность к инновационной активности российских компаний, тем самым подтвердив на ландшафте мировых эмпирических исследований, что наши экономические агенты ведут себя схоже со своими зарубежными коллегами в рамках так называемой «U-образной» кривой зависимости между уровнем конкуренции и инновациями. Однако уровень и глубина этой активности у отечественных компаний оставались крайне низкими, и в основном она была направлена на адаптации современных зарубежных технологий к российским реалиям. Кроме традиционных причин, сдерживающих рост расходов на исследования и разработки, – финансов – мы выявили и более глубинные, связанные еще с отпечатком советского наследия. Опросив представителей науки и бизнеса по так называемой зеркальной анкете, мы выявили ряд типовых «претензий» с обеих сторон: неготовность слышать друг друга, идти на диалог. Частично это было связано с отсутствием в то время большого числа коммуникационных площадок, где спрос и предложение могли бы договариваться.
В дальнейшем поиски ответов на эти вопросы привели меня к форсайту – процессу систематической научно обоснованной оценки перспектив будущего науки, экономики и общества с учетом глобальных трендов, внутренних заделов и вовлечением всех стейкхолдеров, формирующих будущее. Как раз в рамках нашей деятельности как центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ мы, используя результаты эмпирических исследований науки и бизнеса, не только формулируем и проверяем академические гипотезы и пишем научные статьи, но и выступаем той коммуникационной площадкой, мостом, сводящим растущий спрос наших компаний на прорывные научные разработки и технологии и предложение со стороны ведущих российских исследователей. Гипотезы, заложенные в научном проекте более десяти лет назад, не потеряли своей актуальности, но стали частью чего-то большего.