Технологические платформы: российский и мировой опыт
7 декабря в Высшей школе экономики прошел международный семинар «Российские и европейские технологические платформы: развитие сотрудничества», организованный Лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
7 декабря в Высшей школе экономики прошел международный семинар «Российские и европейские технологические платформы: развитие сотрудничества», организованный Лабораторией экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
В семинаре приняли участие представители Европейской комиссии, министерств экономического развития и образования и науки России, ведущие эксперты из Великобритании, Германии, Испании, США и Франции, российские исследователи и представители технологических платформ (ТП).
В своем приветственном слове первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг напомнил, что прошло два года с того момента, когда о ТП начали говорить. Сначала появилась аналитическая записка о необходимости создания площадок для обсуждения вопросов взаимодействия власти, науки и бизнеса в инновационной сфере. Затем после соответствующего решения правительственной комиссии по инновациям начался процесс формирования ТП. Отсутствие кооперации было серьезным пробелом в инновационной сфере, и ТП заполнили его.
Герт Виллем Шох, бывший директор по международным связям организации прикладных научных исследований Нидерландов (TNO), управляющий директор компании «Schoch&Partners» в своем докладе «Открытые инновации: преодоление разрыва между наукой и бизнесом» рассказал о голландских ТП. По мнению эксперта, открытые и закрытые инновации — это путь экономического развития, они могут дать импульс всей экономике.
Синергетический эффект в ТП происходит по нескольким причинам. Во-первых, инновации опираются на научно-исследовательские разработки. Во-вторых, они стимулируют тесное сотрудничество между предприятиями и организациями государственного и частного секторов экономики. В-третьих, инновации делают более активной коммуникацию между наукой и бизнесом.
В 2011 году правительство Голландии прекратило финансирование ТП, но это не означает отказа от финансирования этого направления работы. Речь идет о выработке новых принципов деятельности ТП. Всего же с середины 1990-х годов на инновационную сферу правительство Нидерландов потратило около 500 миллионов евро.
Что же касается инновационной инфраструктуры, то, например, в Эйндховене существует хай-тек кампус, созданный компанией «Philips». Там работают исследовательские подразделения компаний, различные предприятия, стартапы, консалтинговые и сервисные организации. По сути, атмосфера, созданная в подобных кампусах, способствовала переходу от закрытых инноваций к открытым, проведению исследований на так называемой доконкурентной стадии.
Одной из проблем, по мнению Георга Шоха, является то, что малые и средние предприятия недостаточно вовлечены в инновационный процесс, разрыв между исследованиями и бизнесом остается. Другая же проблема — распределение прав интеллектуальной собственности — решается в зависимости от того, на каких условиях изначально строилась кооперация. Ключевой принцип в данном случае такой: кто больше инвестирует, тот и получает больше прав.
Выступление директора департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования министерства экономического развития России Артема Шадрина было посвящено российским ТП как механизму частно-государственного партнерства в инновационной сфере. По словам чиновника, утвержденный перечень из 28 ТП подвижен: могут создаваться новые, а какие-то, наоборот, могут быть исключены, если не выполнят свои функции. Каждая платформа в ближайшее время должна разработать стратегическую программу исследований с участием всех организаций, входящих в ТП.
К сложностям, связанным с работой ТП, Артем Шадрин отнес в целом низкую активность бизнеса в сфере инноваций, ограниченный горизонт планирования, наличие дублирующих научно-исследовательских разработок у государственных организаций и учреждений.
Вместе с тем, направления, в рамках которых созданы российские ТП, совпадают с направлениями в США, Японии, Евросоюзе. Это обстоятельство открывает возможность для международного сотрудничества. Задача при этом ясна — обеспечить присутствие российских технологий как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Как раз о международном сотрудничестве, в данном случае — российско-финском, рассказал Кари Лиухто, директор Панъевропейского института Школы экономики Турку (Финляндия). В области модернизации и инноваций Россия уже сотрудничает с Францией, Германией, Великобританией, Австрией, Словенией и некоторыми другими странами. Значительны российские инвестиции в трансфер технологий, создаются бизнес-союзы, для исследований привлекаются зарубежные ученые, создаются совместные исследовательские центры. К сожалению, пока еще не значительны зарубежные инвестиции в российские разработки.
Чтобы вывести сотрудничество на новый, более высокий, уровень Кари Лиухто рекомендует развивать сотрудничество между университетами, продвигать проект «Сколково», создать совместные центры в Санкт-Петербурге (на поезде до Финляндии из северной столицы России теперь ехать всего несколько часов). По мнению финского специалиста, стоит использовать технологические разработки военно-промышленного комплекса для гражданского сектора, а также инновации в сфере услуг, которые могут дать толчок для роста всей экономики.
Риккардо Феррейра, национальный эксперт — специалист по вопросам политики Европейской комиссии, в своем сообщении сосредоточился на кооперации вузов и компаний в инновационной сфере. По его мнению, необходимо «выровнять уровень сотрудничества» между университетами, бизнесом и исследовательскими центрами. Да, в вузах проводятся исследования, но бизнес зачастую о них не знает, равно как и сами университетские работники плохо представляют потребности бизнеса. Именно поэтому более тесное сотрудничество необходимо в трансфере знаний, бизнес должен участвовать в выработке государственной политики в области образования.
Необходима также гибкость и мобильность в сотрудничестве университетов и компаний: люди должны знать друг друга, общаться. Для этого не стоит пренебрегать хорошо известными инструментами, такими как тематические форумы, конференции, семинары, выставки и презентации… В целом же за счет сотрудничества высшего образования и бизнеса могут быть усилены ТП.
Патрик Джонс, директор Центра трансфера технологий Университета Аризоны, бывший президент Ассоциации университетских менеджеров по трансферу технологий (США), в своем выступлении рассуждал о возможных подходах и механизмах распределения интеллектуальной собственности в технологических альянсах. А старший советник Центра инноваций и технологий Земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) Майкл Гут в докладе «Международное сотрудничество в области науки, технологий и инноваций: возможности и угрозы» представил проект BILAT RUS — рамочный проект для российских и европейских исследователей с фокусировкой на ТП.
Помимо названных, на семинаре обсуждались вопросы участия органов власти и бизнеса в создании и функционировании ТП, роли малых и средних предприятий в ТП и многие другие.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Презентации: