ОЭСР: два доклада по проблемам экономики России
12 декабря в Высшей школе экономики состоялась презентация нового «Экономического обзора по Российской Федерации», а также «Обзора по рынку труда и социальной политике Российской Федерации», подготовленных Организацией экономического сотрудничества и развития.
12 декабря в Высшей школе экономики состоялась презентация нового «Экономического обзора по Российской Федерации», а также «Обзора по рынку труда и социальной политике Российской Федерации», подготовленных Организацией экономического сотрудничества и развития.
Делегация Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) во главе с генеральным секретарем организации Анхелем Гуррия посетила Вышку вскоре после официальной встречи в Министерстве экономического развития и торговли РФ. По словам Анхеля Гуррии, публикация нынешних докладов является важным этапом процесса присоединения России к ОЭСР — оценки, приведенные в них, призваны отразить степень соответствия российской экономической системы стандартам ОЭСР и предложить меры по преодолению имеющихся разрывов. «Сегодня мы представляем уже восьмой доклад по экономическому состоянию России, и первый доклад, касающийся российского рынка труда и социальной политики, — сказал господин Гуррия. — Чем плотнее становятся наши связи с Россией, тем более специфическими и сложными становятся темы наших исследований».
Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, охарактеризовав текущую встречу как «сверку часов с наиболее авторитетной международной экономической организацией», отметил, что прежний резерв роста российской экономики исчерпан — подогревать его высокими ценами на нефть больше нельзя, и российскому правительству придется найти новые источники роста. «Есть два основных сценария, — полагает Евгений Ясин. — Первый, инерционный, предполагает посильную модернизацию на основе государственных инициатив и денег — и это довольно плохой сценарий с точки зрения достигаемых результатов. Другой сценарий основан на серьезных институциональных изменениях, в том числе ослаблении государственного регулирования экономики и политической системы».
О дерегулировании, ослаблении государственного присутствия на товарных рынках и создании благоприятного делового климата говорится и в докладах ОЭСР. В экономическом докладе, который презентовали Джефф Барнард и Татьяна Лысенко, отмечается, в частности, что «относительно сильными» сторонами социально-экономической ситуации в России являются низкий госдолг и безработица, а слабыми — крайне низкая продолжительность жизни и проблемы окружающей среды. На взгляд экспертов ОЭСР, хотя в целом государственная политика «движется в позитивном направлении», во многих сферах необходимые реформы «или не проведены, или их результаты неочевидны». Среди основных препятствий на пути развития российской экономики была названа также «высокотехнологическая миопия».
В «плюс» российскому правительству можно занести макроэкономическую политику. Бюджетная ситуация в России выглядит лучше, чем в странах ОЭСР, чему способствовало решение сберегать сверхдоходы от нефти в стабилизационном фонде, налоговая реформа и реформа бюджетных процедур. В целом бюджетные процедуры в России соответствуют стандартам ОЭСР, констатировали эксперты. С другой стороны, бюджетная ситуация без учета нефтегазового баланса, далеко не столь радужная — дефицит здесь начал увеличиваться еще с 2006 года, что свидетельствует о необходимости установления «более жестких рамок для бюджетных расходов». Возможно, для более тщательной экспертизы бюджетного процесса России стоит создать специальный бюджетный совет (эта идея находит все большее применение в европейских странах).
В целом положительной оценки, по мнению ОЭСР, заслуживает денежно-кредитная политика. Но и здесь необходимо сделать несколько оговорок. Инфляция с 1998 года снижалась, но она по-прежнему заметно выше, чем в странах ОЭСР. Эксперты напомнили, что до кризиса 2008-2009 годов Центральный банк РФ преследовал две цели — снижение инфляции и сдерживание реального курса рубля. Однако они в известной мере противоречили друг другу — для сдерживания рубля, банку приходилось скупать избыток притекающих в Россию нефтедолларов, что увеличивало денежную массу и мешало эффективно подавлять инфляцию. После кризиса большее внимание стали уделять процентной ставке. Тем не менее денежно-кредитная политика в России недостаточно транспарентна — плохо формулируются ее цели и ощущается дефицит экономического анализа (в частности, Центробанк не публикует прогнозы по инфляции и объемам выпуска).
Наиболее значительный разрыв между Россией и ОЭСР наблюдается в отношении бизнес-климата. Предприниматели в России сталкиваются со слишком большим количеством ограничений и слишком высокой коррупцией, следствием чего являются низкие инвестиции, слабая инновационная активность, низкий уровень диверсификации экономики и неразвитость среднего и малого предпринимательства. Меры, предлагаемые ОЭСР, включают ускорение приватизации и прекращение необоснованного субсидирования близких к власти компаний. Однако экономические меры будут более эффективными, если будут обеспечены политической открытостью, наличием независимых СМИ и деятельностью институтов гражданского контроля, подчеркивается в докладе ОЭСР.
Евгений Ясин и Анхел Гуррия |
«Энергоэффективность — больная проблема для России, и вечное предложение повысить цены не является простым ее решением, — возразил заведующий кафедрой мировой экономики ВШЭ Леонид Григорьев. — Если бы мы вели речь об абстрактной среднеразвитой стране с нормальным рынком, экономическими агентами и институтами, то все действительно могло бы быть просто. Можно было бы перейти к компенсации повышенных цен самым бедным слоям населения, то есть перейти к таргетированию бедности. Но у нас-то бедных — полстраны. Это же колоссальная социальная реформа, которую ради энергоэффективности вряд ли кто будет проводить. Проблема энергопотребления в России не макроэкономическая, а институциональная и социальная. Здесь необходимо говорить о большой стратегии развития страны, которой у нас нет. Программа-2020, на мой взгляд, является не стратегией, а нормальной правительственной программой оптимизации расходов».
Доклад ОЭСР по рынку труда и социальной политике представлял на встрече в Вышке Виллем Адема. Он отметил, что по сравнению со странами ОЭСР кризис оказал достаточно мягкое воздействие на уровень безработицы и занятости в России — этому способствовали специфические механизмы адаптации российского рынка труда к экономическим шокам. В то же время на рынке труда наблюдаются тревожные тенденции — рост занятости поддерживается за счет создания низкоквалифицированных рабочих мест, усиливается неформальная занятость, высокой остается региональная дифференциация по уроню заработанной платы.
Кроме того, эксперты ОЭСР констатируют неравномерное соблюдение трудового законодательства на предприятиях, частое несоблюдение требования минимального размера зарплаты, невысокое качество работы трудовых инспекций. Будучи защищенными от массовых увольнений российские работники сталкиваются с ограничением других трудовых трав. При распространенности системы коллективных договоров и массовости профессиональных объединений профсоюзы, тем не менее, оказывают слабое влияние на определение уровня заработанной платы и улучшение условий труда. Вдобавок, государственные расходы на поддержку занятости в России значительно ниже, чем в среднем по ОЭСР.
Относительный показатель бедности по доходам составлял в 2008 году в России 18% против 11% в среднем по ОЭСР. Причем в эту когорту дети, молодежь и люди активного трудоспособного возраста попадают чаще, чем пенсионеры. В связи с этим в ОЭСР считают необходимым перенаправить социальные расходы с пенсионеров на трудоспособных граждан и детей. Таким образом, социальная поддержка должна быть ориентирована на стимулирование занятости и создание условий, при которых «родители могли бы более эффективно сочетать работу и семейную жизнь».
Уровень рождаемости, который остается ниже среднего по ОЭСР, немного повысился в последние годы, что может быть связано с выплатами «материнского капитала», но эксперты предупреждают, что эффект от подобных программ является кратковременным. Парадоксальная ситуация сложилась с изменением возрастной структуры населения. И страны ОЭСР, и Россия сталкиваются с проблемой старения населения, но если в ОЭСР она обуславливается увеличением продолжительности жизни, то в России — низкой рождаемостью. А более резкому старению населения в России препятствует низкая средняя продолжительность жизни.
Эти процессы усугубляют кризис пенсионной системы, дефицит которой продолжает расти. ОЭСР предлагает выровнять возраст выхода на пенсию мужчин и женщин в России. Эксперты указывают, что продолжительность жизни женщин в России существенно выше, чем мужчин — при таком раскладе нет ни одного внятного аргумента в пользу нынешних границ пенсионного возраста (60 лет у мужчин и только 55 у женщин). ОЭСР предлагает также ограничить право досрочного ухода на пенсию, а расходы на финансирование досрочных пенсий переложить с Пенсионного фонда на работодателей. ОЭСР также рекомендует взять курс на постепенное увеличение подоходного налога (за исключением беднейших слоев населения).
Комментируя доклад, заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников отметил, что в нем «вполне адекватно и правильно отражены две ключевые особенности российского рынка труда, которые очень часто выпадают из поля зрения зарубежных исследователей». Речь идет, во-первых, о том, что рынок труда в России приспосабливается к кризисам не столько за счет сокращения занятости и увеличения безработицы, сколько за счет сокращения заработанной платы и продолжительности рабочего времени. Во-вторых, констатируется, что агенты российского рынка труда часто обходят или игнорируют положения, закрепленные в трудовом законодательстве.
Одновременно Ростислав Капелюшников отметил, что, по его оценкам, «жесткость законодательства о защите занятости в России либо выше, чем во всех странах ОЭСР, либо находится на уровне стран с максимально жестким законодательством, таких, как Турция или Мексика». Он также полагает, что рост занятости в России происходил не за счет низкоквалифицированной рабочей силы. По данным Ростислава Капелюшникова, за 2000-е годы доля самых низкоквалифицированных профессиональных групп уменьшилась на 6%, а доля наиболее квалифицированных профессиональных групп увеличилась на 7%.
«Ключевая проблема, с которой будет сталкиваться российский рынок труда в ближайшее десятилетие — это создание новых рабочих мест, — резюмировал Ростислав Капелюшников. — В 2000-е годы эту проблему позволяла решать уникальная макроэкономическая ситуация, сформировавшаяся благодаря мировой экономической конъюнктуре — мы получили подарок от мировой экономики, которая была явным образом перегрета. В ближайшее десятилетие такого подарка мы не получим, и обеспечивать создание новых рабочих мест становится возможным только за счет внутренних источников. Ключевым здесь оказывается уже упомянутое улучшение российского бизнес-климата».
По окончании презентации глава ОЭСР Анхель Гуррия провел в Вышке небольшую пресс-конференцию. Он, в частности, прокомментировал текущий кризис еврозоны, призвав европейские правительства налаживать бюджетную дисциплину, а Европейский центральный банк — к большей активности. «Европа располагает достаточной мощью и мускулами, проблема в том, что она их не использует», — считает генсек ОЭСР. Он также назвал ошибочным представление о том, что с помощью евро (читай — Германии) слабые и плохо структурированные европейские экономики наподобие греческой могут быть защищены от кризиса.
По мнению Анхеля Гуррии, Россия должна быть заинтересована в восстановлении еврозоны после кризиса — сохранение неопределенности в Европе «негативно скажется на состоянии российской экономики». А отвечая на вопрос о прошедшем в России 4 декабря голосовании, Анхель Гуррия заметил, что «ОЭСР должна работать с любым правительством, сформированным в результате выборов».
Презентация к докладу «Экономического обзора по Российской Федерации»
Презентация к докладу «Обзора по рынку труда и социальной политике Российской Федерации»
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Максима Блинова