• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Ценные (для бизнеса) данные

Аспекты цифровой трансформации бизнеса анализирует портал «СберПро» в совместном с «Ведомостями» спецпроекте «Ценные данные». По просьбе издания некоторые вопросы прокомментировали сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ — заместитель директора Павел Рудник и директор Центра исследований цифровой экономики Константин Вишневский. В материале также приводятся данные ИСИЭЗ по доступ к интернету в домашних хозяйствах и спрос на передовые цифровые технологии в разных секторах экономики, в частности в строительстве.

Сегодня почти 60% спроса на цифровые технологии обеспечивают, по данным ВШЭ, финансовые услуги, транспорт и логистика, обрабатывающая промышленность (прежде всего машиностроительного и металлургического комплексов) и энергетика. А доля организаций, использующих отдельные цифровые технологии, составила не менее 25% по итогам прошлого года.

Как отметил Павел Рудник, в целом наиболее цифровизированными являются финансы, ритейл и телеком. Среди отстающих — строительство, сельское хозяйство, ЖКХ. Это во многом связано с традиционно низкой инновационной активностью этих отраслей, а также с высокой капиталоёмкостью внедрения решений, поскольку для них особенно важно развёртывание масштабной физической инфраструктуры (например, IoT-датчиков) и внедрение беспилотной техники, роботов и другого оборудования.

Наибольший прирост производительности труда от внедрения «цифры» ожидается в обрабатывающей промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, здравоохранении — около 15–20% в реальном выражении до 2030 года — и 10–15% — в ТЭК и финансовом секторе. «Отчасти это обусловлено тем, что данные отрасли уже сравнительно много инвестировали в “цифру” и поэтому находятся ближе к границе своей эффективности».

«Канонические ожидания руководителей компаний от внедрения цифровых технологий, безусловно, связаны с ростом доходов и снижением издержек. Но и то и другое не происходит одномоментно,— подчеркивает Константин Вишневский. — Трансформации должна базироваться на повышении ИТ-грамотности как сотрудников, так и потребителей и сопровождаться готовностью меняться на всех уровнях — от топ-менеджмента до каждого отдельного сотрудника».

Цифровизация, с одной стороны, помогает бизнесу стать эффективнее, снизить издержки и отходы, но с другой — ИТ-революции сопутствует рост электронных отходов (содержат части выброшенных устройств). В мире их объём превышает 50 млн тонн, а к 2030 году, по прогнозу ООН, он достигнет 75 млн тонн. «Поэтому балансирование цифрового развития и ESG-повестки, несомненно, должно стать одним из приоритетов на ближайшие годы», — уверен Константин Вишневский.