• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Евростат вводит единые стандарты измерения международной мобильности студентов

На заседании Рабочей группы Евростата по статистике образования и подготовки кадров (Люксембург, 8 ноября 2012 г.) эксперты завершили согласование подходов к измерению международной студенческой мобильности. В заседании участвовала директор центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Наталья Ковалева.

Рост образовательной мобильности (learning mobility)
С годами количество желающих учиться заграницей стремительно возрастает, как сообщается в специальном докладе ОЭСР (Сборник ОЭСР «Высшее образование для общества, основанного на знании. Часть 2. Особенности высшего образования: равенство, инновации, рынок труда, интернационализация». Его русский перевод).

В 2010 г. в мире было зарегистрировано свыше четырех миллионов студентов, обучающихся за пределами своей страны. Согласно прогнозам, к 2020 г. международная студенческая мобильность достигнет 5,8 млн человек и 8 млн — к 2025 г.

Это отражает процессы глобализации экономических систем и обществ, расширение систем высшего образования во всем мире. Интернационализация рынков труда для высококвалифицированных специалистов также стала стимулом для получения международного опыта в ходе обучения. В числе факторов, обусловливающих отъезд на учебу за рубеж, эксперты отмечают еще престиж и репутацию иностранных учебных заведений, маркетинговую деятельность вузов и правительств по привлечению иностранных студентов.

В настоящее время самые активные — обучащиеся из Китая, Индии и Республики Корея. Представители азиатских государств составляют более половины (52%) всех мобильных студентов. Особенно популярны у иностранной молодежи вузы Австралии, Австрии, Великобритании, Новой Зеландии и Швейцарии.

  Справка:
Рабочая группа Евростата по статистике образования и подготовки кадров (Eurostat Working Group on Education and Training Statistics — WG ETS) была создана с целью организации и согласованного проведения сбора данных по соответствующей проблематике в странах Евросоюза. Традиционно группа собирается один-два раза в год.


В ее работе принимают участие представители органов статистики и управления в сфере образования государств — членов ЕС, других стран, заинтересованных во внедрении международных статистических стандартов (в т. ч. Россия), а также эксперты международных организаций, обеспечивающих разработку таких стандартов, — ОЭСР, Института статистики ЮНЕСКО и др.

В последние годы в фокусе внимания членов данной рабочей группы Евростата были вопросы формирования новой Международной стандартной классификации образования (МСКО, International Standard Classification of Education). Уже вторая по счету МСКО была утверждена ЮНЕСКО в 2011 году после длительных международных и региональных обсуждений и согласований. Новая классификация, отражающая значительные изменения, произошедшие в системах образования во всем мире с момента последнего пересмотра МСКО в 1997 году, призвана упростить процедуры сравнения статистических данных и индикаторов образования в разных странах на основе единых и согласованных на международном уровне определений.

Кроме того, на заседаниях группы обсуждались следующие вопросы: методология и организация обследований по профессиональной подготовке работников; формирование университетских регистров; разработка инструментария обследования образовательной мобильности; повышение качества данных, предоставляемых странами в Европейскую статистическую систему и объединенную базу данных об образовании ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростата (UOE Data Collection).

В свете этого политикам европейского и национальных уровней, а также руководству университетов нужна более подробная и сопоставимая в международном контексте информация о передвижении молодых людей с целью получения образования. Соответственно, ее сбор и обработка должны проводиться на единой методологической основе. Специалистам в данной области статистики было важно: 1) согласовать базовые понятия (в частности: «международная мобильность», «мобильный студент», «период времени обучения» и др.); 2) договориться об уровнях образования, которые будут охвачены наблюдением за студенческой мобильностью, согласно новой Международной стандартной классификации образования (МСКО, International Standard Classification of Education), и сроках проведения соответствующих обследований; 3) решить правовые и финансовые вопросы.

На последнем, ноябрьском, заседании Рабочей группы Евростата по статистике образования и подготовки кадров обсуждение означенного круга вопросов было практически завершено. Готовится руководство, которое будет содержать согласованные подходы к статистическому исследованию международной студенческой мобильности.
 
Внедрение МСКО-2011
К настоящему времени большинство стран уже представили описание своих национальных систем образования в новом формате и теперь ведут последовательную работу по внедрению МСКО-2011 в статистическую практику.

В инициативном порядке был подготовлен проект «карты» и для российской системы образования, однако последовательной работы в этом направлении у нас в стране не проводится. Российские органы управления образованием, возможно, пока довольствуются информацией о международной образовательной активности, которую предоставляет федеральная статистика. Это данные о динамике приема иностранных студентов в российские вузы и их выпуска, сведения об изменениях их общей численности как в целом, так и с учетом их гражданства (с выделением граждан стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья), а также условий обучения.

Сейчас в вузах России обучается 159 тыс. иностранных студентов, в том числе в государственных (муниципальных) вузах — 127 тыс. В период с 2006 по 2011 г. иностранных студентов, обучающихся в государственных (муниципальных) вузах страны, стало больше в 1.4 раза, а их удельный вес в общей статистике увеличился с 1.4% до 2.3%. Однако этих данных совершенно недостаточно для полного анализа ситуации.

Мониторинг дополнительного профессионального образования
Как показывает опыт, в контексте изучения образовательной мобильности студентов нельзя упускать из виду и дополнительное профессиональное образование, поскольку стимул к отъезду в зарубежные вузы нередко задают работодатели, заботящиеся о повышении квалификации своих сотрудников.

Несмотря на то, что интерес к проблематике дополнительного профессионального образования в нашей стране с каждым годом растет, отечественная статистика далеко не в полной мере отражает ее развитие. И опыт Евростата в данной сфере также весьма актуален. К настоящему времени в странах ЕС проведено уже четыре обследования, в которых подробно исследовалась образовательная активность работодателей, направленная на развитие профессиональных компетенций и навыков работников. К сожалению, в России аналогичных по масштабу тематических исследований не проводилось. Однако наиболее полезные методологические приемы были использованы в обследовании предприятий по вопросам взаимосвязей между рынком труда и профессиональным образованием, которое проводится в рамках мониторинга экономики образования.