Стажировка в Манчестере: на передовой исследований инновационной политики
С 18 по 24 ноября сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ — Вероника Белоусова, Михаил Гершман и Михаил Голанд — проходили курс повышения квалификации по теме «Научно-техническая и инновационная политика» в Институте исследований инноваций Университета Манчестера (Manchester Institute of Innovation Research, MIoIR).
Входящий в структуру одной из крупнейших в Великобритании Бизнес-школы Университета Манчестера (Manchester Business School) MIoIR является ключевым в Европе и одним из ведущих в мире центром исследований экономики и политики в сфере науки, технологий и инноваций.
Фото 1. Здание Бизнес-школы |
Современное здание Бизнес-школы из красного кирпича и стекла (фото 1) заметно отличается от основного корпуса Университета, напоминающего величественный средневековый замок (фото 2). Вообще, поражает количество и разнообразие всех его учебных корпусов: они занимают значительную часть города, располагаясь немного южнее его центра.
Участники курса из 15 стран |
Первую лекцию о ключевых трендах развития национальных инновационных систем прочел Филипп Ларедо (Philippe Laredo) — «классик» в области оценки научно-технической и инновационной политики (фото 3). Открытые инновации, глобализация, ответственность за инновации, инновации, инициируемые пользователями, — все эти современные тенденции ставят новые вызовы для политики.
Из выступления Якоба Эдлера (Jakob Edler), исполнительного директора MIoIR и практика в области государственной политики стимулирования спроса на инновации, слушатели курса узнали о текущих тенденциях в данной сфере, основных используемых инструментах, лучших примерах и объективных барьерах.
В рамках его семинара состоялось групповое занятие по оценке инструментов политики стимулирования спроса на инновации. Примечательно, что хотя три из четырех сформированных в случайном порядке групп выбрали один и тот же кейс (введение электронных билетов на общественном транспорте в Эстонии), варианты оценок эффективности данной меры существенно разнились.
Джонатан Эйлен (Jonathan Aylen), разносторонний исследователь и блестящий лектор (фото 4), поведал о некоторых практических секретах научных открытий (на примере изобретения реактивной ракеты), а также о факторах успеха инновационных проектов. По его мнению, максимальные шансы преуспеть имеют небольшие коллективы исследователей-единомышленников.
Запомнилась лекция Марии Недевой (Maria Nedeva) о ведущих университетах Европы. Описывая исторические предпосылки их возникновения и этапы развития, она попыталась раскрыть «дух» университета. Лектор затронула и тему известных стереотипов и заблуждений лиц, осуществляющих политику в сфере образования. Одним из них, является направленность данного сектора на современном этапе на развитие узких профессиональных знаний при малом внимании к воспитанию базовых компетенций. По ее мнению, при сформированности на должном уровне у большинства выпускников вузов умения воспринимать и анализировать новую информацию, работодателям было бы гораздо легче дополнить их портфолио навыков специфичными отраслевыми знаниями.
Поскольку MIoIR является ведущим мировым центром исследований в области нанотехнологий, эта тема занимала в программе курса особое место. Влиянию вновь возникающих технологий на международную экономику и политику посвятил лекцию Филип Шапира (Philip Shapira), давний партнер Форсайт-центра Высшей школы экономики. Весьма памятно для участников курса прошли экскурсия в нанолабораторию NOWNano (фото 5) и презентация высокотехнологичной компании Nanoco.
Недельное погружение в академическую среду MIoIR, работа в международной команде, а также интенсивное общение с ведущими исследователями в самых передовых областях науки оставили незабываемые впечатления от курса и, безусловно, обогатили наш профессиональный опыт.
Автор материала: Михаил Гершман, старший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций