Развитие систем образования в регионах в 2012 году обсудили на вебинаре в МИСиС
16 ноября 2012 в НИТУ «МИСиС» прошел вебинар «Модернизация региональных систем образования и использование ИКТ в системе управления качеством образования». Специалисты НИУ ВШЭ Наталья Ковалева, Елена Нечаева, Вера Кузнецова (ИСИЭЗ) и Николай Шугаль (ИНИИ) представили систему рейтингования регионов по показателям развития образования и интегральный рейтинг состояния высшего профессионального образования в субъектах РФ.
В научно-практическом семинаре-совещании, проведенном в режиме онлайн, участвовали представители федеральных и региональных органов власти, профессионального сообщества (руководители образовательных учреждений и педагогические работники) из тех регионов РФ, где реализуется мероприятие «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам». На семинаре обсуждались результаты проектов, выполненных в его рамках в 2012 году.
Специалисты НИУ ВШЭ представили итоги работ, связанных с формированием системы рейтингования субъектов Федерации по показателям развития образования на основе данных федерального статистического наблюдения. Получаемые рейтинговые оценки предназначены для анализа образовательной политики на региональном уровне, выявления сильных и слабых сторон систем образования, уточнения приоритетов региональной образовательной политики федерального центра и деятельности субъектов РФ в этой сфере.
Система тематических и интегральных рейтингов, разработанная в рамках проекта, включает рейтинги по уровням образования (дошкольное, общее, начальное профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное образование детей и взрослых) и проблемно-тематическим блокам (территориальная доступность, обеспечение ресурсами, обеспеченность кадрами и качество образования). Их общее число может варьироваться в зависимости от конкретных задач. Для расчета рейтингов была сформирована система индикаторов, включающая около 150 дифференцированных в разрезе субъектов РФ характеристик дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования детей и взрослых.
Типы рейтингов
В рамках проекта было рассчитано одиннадцать тематических рейтингов, в том числе: состояние материально-технической базы дошкольного образования, состояние материально-технической базы общего образования, ресурсное обеспечение дополнительного образования детей, состояние кадрового потенциала начального профессионального образования, обеспечение территориальной доступности среднего профессионального образования. Также было сформировано несколько рейтингов, относящихся к сфере высшего профессионального образования (ВПО): обеспечение территориальной доступности, состояние кадрового потенциала, состояние материально-технической базы, использование ИКТ, качество образования, финансирование.
Оценка интегрального рейтинга регионов России по состоянию высшего профессионального образования была представлена участникам семинара.
Рейтинг субъектов Российской Федерации по состоянию ВПО: 2011
Примечание: 1-я группа — лучший уровень развития, 4-я — худший. |
Полученные результаты показывают, что в 2011-ом году по сравнению с 2010-ым интегральная рейтинговая оценка состояния ВПО повысилась в 69 регионах, а снизилась в 14. За год свое место в рейтинге улучшили 39 регионов, из них более чем на 10 мест — 13 регионов; ухудшили место в рейтинге — 36 регионов, из них более чем на 10 мест — 15 регионов; и 8 регионов сохранили свои позиции.
Материал подготовлен Натальей Ковалевой