Бюллетень «Деловой климат в розничной торговле в IV квартале 2012 года»
Эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ отмечают замедление темпов экономического роста в розничной торговле в последнем квартале 2012 года. Многие ключевые показатели «просели» по сравнению со всеми предыдущими периодами года, однако превосходят результаты прошлогоднего опроса и динамику периода посткризисного восстановления в целом.
Анализ финансово-экономической деятельности около 4 тыс. организаций розничной торговли, участвовавших в конъюнктурном опросе, проведенном Федеральной службой государственной статистики в IV квартале 2012 года, позволяет констатировать замедление темпов экономического роста в отрасли, что подтверждается просадкой многих ключевых значений основных показателей не только по сравнению с III, но и остальными кварталами текущего года.
В анализируемом периоде предприниматели не смогли противостоять конъюнктурным коррекционным колебаниям и продолжить заявленный в начале года позитивный темп процессов восхождения.
Вследствие зафиксированных в отрасли изменений в IV квартале 2012 г. отмечалось некоторое замедление темпов роста главного индикатора обследования — индекса предпринимательской уверенности. Значение указанного индекса снизилось по сравнению с III кварталом на 1 п.п. и составило +6%.
Вместе с тем, сопоставление результатов IV квартала 2012 г. с аналогичным периодом 2011 г. позволяет с уверенностью констатировать, что большинство достигнутых текущих значений показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли, превосходят результаты прошлогоднего опроса и динамику периода посткризисного восстановления в целом.
В результате, несмотря на то что завершающий квартал розница «отработала» не совсем благополучно, в целом компенсационная посткризисная бизнес-модель развития отрасли, основанная на сформированных руководителями механизмах оптимизационной стратегии, в 2012 году проявила себя достаточно хорошо. В течение года предприниматели, оказавшись в достаточно суровых внешних условиях, все-таки сумели воспользоваться ситуацией и извлечь для себя не только определенный финансовый результат, но и бесценный опыт осуществления торговой деятельности в фазе посткризисной конъюнктуры. Ярким тому свидетельством выступает сохранение позитивной динамики основного результирующего индикатора — индекса предпринимательской уверенности, положительное значение которого, по большому счету, свидетельствует о верном и последовательном движении по курсу, выбранному предпринимателями и направленному на восстановление и развитие возглавляемых ими торговых организаций.