Инновации по-итальянски
Hаучный семинар из серии "Научно-техническая и инновационная политика": Инновации по-итальянски
Инновации по-итальянски
Очередной научный семинар из серии "Научно-техническая и инновационная политика", проведенный 31 мая Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ-ВШЭ и Международным научно-образовательным Форсайт-центром под руководством проректора Леонида Гохберга в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ, несмотря на сравнительно небольшое количество участников и камерный характер обсуждения (он шел целиком на английском языке без перевода), оказался, на взгляд человека, интересующегося "новой экономикой", крайне интересным.
В рамках семинара, посвященного статистическому измерению информационно-коммуникационных технологий и инноваций в компаниях, итальянские гости ИСИЭЗ Джулио Перани и Джероламо Джунгато из Национального института статистки (ISTAT) поделились со своими российскими коллегами методиками учета внедрения IT на предприятиях, и, главное, объяснили, что же понимают под инновациями в Европейском Союзе.
Сначала кратко об IT. Ответственный за этот сектор в Итальянской службе статистики Джероламо Джунгато начал с истории статистических исследований информационных технологий — первая программа обследований, посвященная электронной коммерции, была запущена в Италии в 1999 году. Начиная с 2003 года, в Италии, как и в других странах ЕС, проводятся совместные обследования, координируемые Евростатом. Основные заказчики стандартные — национальные ведомства, Еврокомиссия. Активными пользователями статистических данных стали и бизнес-ассоциации.
Что же представляет из себя IT-статистика в Италии? Как сообщил г-н Джунгато, работа ведется по трем направлениям оценки — e-readiness, e-intensity и e-impact. Такой широкий охват достаточно нов. Еще несколько лет назад исследователи старались узнать лишь, есть ли в организациях коммуникационная сеть, сколько компьютеров и т.п., но ныне ситуация изменилась. "Мы хотим узнать, что люди делают с IT, и к чему это приводит", — пояснил Джероламо Джунгато.
Кого и как изучают итальянские статистики? Прежде всего компании (с численностью от 10 работников), а также центральные и местные органы власти. Данных по частным лицам и мелким предприятиям практически нет, и это серьезное упущение выборки, признает Джунгато. Опросник присылается по почте в компании, отобранные по методу стратифицированной случайной выборки (весь массив делится на непересекающиеся группы, из каждой случайным образом выбираются адресаты). Опросный лист включает множество пунктов. Например, нужно указать, сколько человек имеют на рабочем месте компьютер и для каких целей они его используют, есть ли Intranet и Extranet, на какой скорости доступен Интернет, используются ли системы онлайн-заказов, платежей, электронные программы управления логистикой и производством.
Помимо внедрения систем планирования управления ресурсами, систем взаимодействия с клиентами (ERP, CRM) и прочих бизнес-систем в опросниках есть и пункт "пользуетесь ли вы open-source?", а также "используете ли e-learning?". В последние годы, как известно, особую актуальность приобрела IT-безопасность, что также нашло свое отражение в исследовании.
Такая впечатляющая постановка целей и широта охвата неизбежно наталкивается на ряд проблем, главные из которых следующие:
- сама суть IT подразумевает постоянные нововведения, которые необходимо как-то включать в опрос, что ведет к проблемам с временными сопоставлениями;
- из-за жестких требований к срокам, предъявляемых Евростатом, работать приходится в ускоренном режиме;
- в каждой компании обычно требуется для ответа более одного респондента;
- в IT огромное количество посредников, и установить реальные объемы транзакций и потоков информации зачастую проблематично;
- статистику "портит" игнорирование сектора малых (до 10 сотрудников) предприятий.
Объяснив задачи и методологию проводимых исследований, г-н Джунгато вкратце обрисовал основные итоги опросов 2004—2006 годов, демонстрирующие небезынтересную динамику:
- резкий рост числа сайтов в компаниях, используемых для целей электронной коммерции;
- увеличение почти до 100% доли компаний, выходящих в Интернет по широкополосным каналам;
- уменьшение числа работающих удаленно (при том, что в ЕС их доля неуклонно растет);
- падение электронных продаж (тоже наблюдающееся только в Италии);
- серьезное обострение проблем с безопасностью;
- всего 28% занятых используют компьютер для выхода в Интернет (что заметно ниже среднеевропейского показателя);
- 76% крупных и 47% мелких фирм используют Интернет для подачи отчетов в госучреждения, и по этому показателю Италия опережает-таки Европу в целом.
Завершая свое выступление, Джероламо Джунгато поделился планами на будущее. ISTAT намеревается плотнее изучить готовность предприятий к e-business и, главное, оценить эффект от внедрения IT с помощью сопоставления данных своего опроса с экономическими показателями компаний. Но для этого придется как-то решить ключевую проблему — и по IT, и по стандартной экономической статистике данные получают в результате случайной выборки, и крайне редко одна компания оказывается в обоих списках опрошенных. "Не знаю, сработает ли все это", — печально произнес г-н Джунгато и уступил место докладчика своему коллеге г-ну Перани.
Джулио Перани — личность в статистике науки и инноваций более чем известная. Он входит в число ключевых экспертов, определяющих методологию и принципы организации статистических исследований науки, техники и инноваций в объединенной Европе, и доклад его был посвящен как раз методологии учета инноваций, ее развитию и трансформации в 1990—2000-е годы.
Помахав перед аудиторией небольшой книжечкой, г-н Перани сообщил, что про нее он и собирается рассказывать. Книжечка эта — так называемое "Руководство Осло" (РО, Oslo Manual), вернее, уже его третья редакция, датированная 2005 годом. РО — руководство OЭСР и Евростата, которое, по замыслу его авторов, лежит в основе современной статистики инноваций. "Что главное для статистики инноваций?" — спросил Джулио Перани и сам же ответил: "Правильное определение предмета". РО как раз и представляет собой попытку концептуально нового определения инноваций, реакции на вызовы времени.
Потребность в статистике научных исследований и разработок возникла в Европе довольно давно — в 1960-е годы, тогда же появилось первое пособие для проведения соответствующих статистических обследований, так называемое "Руководство Фраскати", и текст из Осло — его далекий потомок, рожденный к жизни пониманием той роли, которую в экономическом развитии стали играть инновации.
Первое РО было составлено в 1992 году и заложило основы статистики технологических инноваций. Уже в нем был закреплен тот принцип, который потом будет отражен во всех редакциях РО, включая нынешнюю — инновации не обязательно связаны с новым знанием, они могут быть плодом нового использования знания существующего. Сама инновация была определена как введение на рынок технологически новых продуктов и внедрение технологически новых процессов, и такое определение получило название ТПП-инновации (эта лестная для Евгения Примакова и его соратников аббревиатура означает всего лишь "Технология-Продукт-Процесс"). Таким образом, изначально акцент в статистике инноваций планировалось делать именно на материальных, осязаемых нововведениях.
Поэтому ключевой вопрос, на который должны были отвечать респонденты, звучал так: "внедрили ли вы у себя хотя бы один технологически новый процесс или выпустили ли хоть один новый продукт?" В случае положительного ответа компания автоматически попадала в ранг инновационных.
Сразу оговоримся: в понимании европейских статистиков "новый продукт/процесс" может быть новым лишь для самой компании, и этого достаточно для "инновационного" статуса. Конечно, респондент должен указать, для кого нов его продукт/процесс (шкала от "первый в мире" до "новый для нашей фирмы"), и это получает свое отражение в результатах.
РО 1992 года было направлено только на промышленность, в 1997 году к этому были добавлены инновации в сфере услуг, но уже тогда стали ясны недостатки выбранной ТПП-идеологии:
- не совсем понятно, что значит "технологически новый";
- неясна связь между инновациями и экономическими показателями;
- сектор услуг требует корректировки базовых определений;
- понимание фирмы как единственного "двигателя" инноваций ошибочно и ограниченно.
Для решения этих и других проблем в 2005 году был издан новый вариант РО. В центре внимания статистиков в нем — все еще инновационные компании, но к ним добавлены инфраструктура, фактор спроса, наличие конкурентов и партнеров, вузовская и академическая наука, государственная инновационная политика. Само руководство, по словам Джулио Перани, возникло из потребности следовать новой парадигме "экономики знаний", а также полнее учитывать актуальные экономические теории.
Одна из них — "созидательное разрушение" Й.Шумпетера с его акцентом на качественных, а не на количественных изменениях (т.е. тех же инновациях — Шумпетер писал в 1940-е годы и новомодной терминологии не знал), другая — теория "необратимых издержек" Дж.Саттона, эволюционный подход Р. Нельсона и С. Уинтера, "инновационные системы" Б. Люндвала. Однако основное влияние на авторов РО оказали неоклассические представления с их интересом к инвестициям и рынкам. Факторов, которые в новом руководстве предлагается учитывать в исследованиях, также стало гораздо больше. Это и уровень образования, и открытость рынка, и структура промышленности, и многое другое.
Но главное нововведение РО-2005 — новое определение инноваций: "инновационная фирма производит планируемые изменения в своей деятельности с тем, чтобы улучшить свои экономические показатели". Наряду с технологическими в статистике теперь учитываются организационные (например, изменение распорядка дня), и маркетинговые (например, ребрендинг или даже снижение цены) инновации.
Говоря об организационных и маркетинговых инновациях, г-н Перани признался, что отличить их от банальных ежедневных изменений не так просто. В РО рекомендуют признавать за инновации только те организационные нововведения, которые являются частью некоей стратегии, а в случае маркетинга — концепции продвижения. Но в любом случае, будет ли эта схема рабочей, покажет время.
Как и его коллега по ISTAT, Джулио Перани посетовал, что самое интересное — влияние инноваций на экономические показатели компаний — изучить наиболее сложно из-за случайного формирования выборок, сложно также "поймать" инкрементальные инновации, узнать, сколько на инновации потрачено денег, плюс — сколько их внедрение занимает времени. Словом, поле для размышлений и анализа огромное и работа только начата.
Но, несмотря на наличие стольких трудностей, г-на Перани не остановить — он уже думает над тем, чтобы включить в программу исследований широкие сопоставления с другими статистическими данными, учитывать "открытые инновации" (частный случай которых для IT — open source), региональные аспекты инновационных систем.
Завершением семинара стала активная профессиональная дискуссия: ведь в России аналогичные обследования инноваций проводятся ежегодно с 1994 года в соответствии с международной практикой. Хотя Россия в современной инновационной экономике стоит только в начале того пути, по которому в Европейском Союзе идут уже давно, в нашей статистике инноваций и IT есть признанные результаты. Но возможность использовать богатый опыт итальянских коллег неоценима.
Иван Стерлигов, обозреватель экспертного канала ВШЭ — OPEC
ГУ-ВШЭ | ленты новостей ГУ-ВШЭ | экспертный канал ВШЭ — OPEC | 31 мая 2007 г.